Азулежу — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Азуле́жу, или азуле́йжос[источник не указан 201 день], иногда также азулье́хо[источник не указан 201 день] (порт. azulejo) — название португальских изразцов. Традиционный португальский азулежу представляет собой расписанную глиняную плитку, чаще всего квадратной формы, обожжённую, глазурованную, размером 14 см на 14 см.
Изначально слово zulaycha или zuleija («маленький полированный камушек») пришло в португальский язык из арабского. Керамические изразцы изготавливали на древнем Востоке и использовали для облицовки стен. Арабы принесли с собой глазурованный кафель (зуляйдж) в Испанию (где он стал называться «асулехос») и Португалию (где то же самое слово произносилось «азулежу»).
Самые старые азулежу в Португалии (Королевский дворец в Синтре, монастырь Консейсан в Беже) пришли из Севильи и относятся к XV веку. Их поверхность рельефна, перегородки и канавки предотвращали нежелательное смешение красок. Орнамент, по мусульманской традиции, состоял в основном из звёзд.
В XVI веке у итальянцев была перенята техника майолики с нанесением красок на плоскую поверхность, покрытую цинковой глазурью. Из Италии пришли также и новые темы, например, сцены из античных мифов. Мотивы живописи — частью орнаментальные, частью натуралистические — становились всё многообразней и красочней.
С середины XVII века в технике азулежу происходят изменения, связанные с возрастающим импортом из Голландии. Вместо привычного многоцветья художники начали использовать исключительно контраст между белым цветом и кобальтовой синью, а в качестве сюжетов предпочитали использовать жанровые композиции. В период рококо (вторая половина XVIII века) азулежу снова стали полихромными с преобладанием нежных тонов (например, во дворце Келуш).
Истинно народным это искусство стало в середине XIX века благодаря массовому промышленному производству. С этого времени блестящими изразцами начинают украшать не только дворцы и церкви, но также наружные и внутренние стены самых разных построек[1].
В Лиссабоне есть музей керамики, где наглядно представлено развитие столь характерного для Португалии изразцового искусства от начальных этапов до наших дней. Один из экспонатов представляет собой панораму Лиссабона длиной 40 м, исполненную в 1730 году и показывающую, каким был город до его разрушения при землетрясении 1 ноября 1755 года.
Азулежу — арабские традиции португальской майолики
Надо заметить, что тот период, когда на Пиренейском полуострове царствовали арабы, на азулежу изображались только геометрические рисунки и различные орнаменты, абстрактные символы и узоры – то есть ничего одушевленного, поскольку изображение живых существ не приветствуется в исламе. И хотя антропоморфные изображения встречаются в мусульманских домах – в основном, это исключения, подтверждающие правило. Однако, реконкиста изменила изобразительные принципы и более поздние азулежу являются одним из уникальных примеров исламо-христианского симбиоза в искусстве Пиреней.
Самые ранние азулежу имели сочетания четырех цветов – синего, зеленого, желтого и белого. Но преобладающим цветом в азулежу все равно был синий, поскольку по арабской мифологии именно синий цвет защищает от злых духов.
После реконкисты и изгнания арабов с полуострова, изобразительная традиция азулежу изменилась только в сюжетном смысле – португальцы и испанцы стали изображать людей и животных, а керамические панно перестали быть чисто орнаментальными и превратились в большие картины с бытовыми или религиозными сюжетами. Но цветовая гамма осталась прежней – синее на белом.
И хотя сине-белая цветовая гамма была привнесена из Дельфта, но и в самом названии «азулежу» имеется корень «азул», что в испанском и португальском языках означает «синий».
Поэтому совершенно неудивительно, что классические португальские и испанские азулежу – это монохромное сочетание белой глазури и синего кобальта.
Азулежу является частым украшением фасадов домов, размещаясь на которых, он как будто бы охраняет владельцев от сглаза. Но кроме языческого верования в азулежу, как защитника от бед, безусловно стоит обратить внимание на его практическую пользу, ибо керамические облицовки защищают не столько от злых духов, сколько от жары летом и сырости зимой.
Самые старые образцы азулежу – в замке тамплиеров в Томаре Конвенту-де-Кришту, который был построен в середине 12-го века.
Порой вызывает изумление утилитарность размещения и даже некоторая обыденность этих прекрасных образцов старинного искусства.
Но в этом проявляется противоречивость пиренейского характера, где в горячем сплаве соединились несовместимые на первый взгляд вещи – строгость инквизиции и темперамент жаркого юга.
Азулежу — колоритная Португалия! | Журнал Ярмарки Мастеров
«АЗУЛЕЖУ» — такое непривычное для нас слово, в произношении которого уже есть что-то замысловато-ажурное.
Само название «азулежу» произошло от арабского «зулляйдж»(«маленький полированный камушек») — изразец, покрытый глазурью.
Культура стран Пиренейского полуострова многим обязана арабскому влиянию, после завоевания маврами в XIII веке территорий Испании и Португалии, и техника «азулежу» не исключение.
В то время, когда территорией Испании управляли арабы, в испанском городе Гранада была построена крепость Альгамбра.
На сегодняшний день этот архитектурный ансамбль является одним из самых красочных примеров использования «зулляйджа» на территории Европы. Стены, хоры, полы практически в любом здании крепости украшают великолепные изразцы всех возможных форм, цветов и размеров. В самых ранних из них чаще всего встречалось сочетание четырех цветов: синего, зеленого, желтого и белого.
В Португалии же азулежу приобрел свой колорит, в прямом смысле слова. Дело в том, что в португальском, как и в испанском, “azul” означает «голубой» или «синий», поэтому принято считать, что классическое португальское азулежу это сочетание белого и синего цветов. На формирование такого представление повлиял ещё и тот факт, что пик производства азулежу пришелся на XVIII-XIX века, когда такую роскошь смогли позволить себе не только богачи, но и люди со средним достатком. Как раз в это время, Португалия импортировала керамику из Голландии, а португальские мастера изучали технику росписи кобальтовыми красками, поэтому большая часть керамических панно и изразцов были бело-синие.
Главным цветом азулежу считается синий и это неспроста. Дело в том, что арабы верили, что синий цвет защищает от злых духов. Вероятно, эта идея хорошо прижилась и в Португалии, где азулежу является частым украшением фасадов домов, находясь на которых, он как будто бы охраняет жителей от дурного влияния. Если же оставить суеверия в стороне и обратить внимание на практическую сторону, то азулежу защищает не столько от злых духов, сколько от жары и сырости.
В тот период, когда на Пиренейском полуострове царствовали арабы, на азулежу изображались только геометрические рисунки, различные орнаменты, символы, узоры – то есть ничего одушевленного, так как это было непринято в арабской традиции.
К XVI веку арабское влияние пусть никуда и не исчезло, но свои позиции утратило, что только способствовало развитию искусства азулежу. В это время из Италии была заимствована техника майолики, благодаря которой появилась возможность создавать панно из керамической плитки. Теперь изображения уже не ограничиваются одними узорами, а появляется сюжет. Огромной популярностью пользовались изображения мифических персонажей, легенд, богов и библейских сюжетов.
Спустя столетие бОльшую популярность приобретут изображения исторических и бытовых сюжетов, а активное использование голландской керамики приведет к созданию того азулежу, который сейчас украшает большую часть построек Португалии.
Сегодня термин «азулежу» имеет более широкое употребление – это изразцы (или керамическая плитка) с традиционным португальским орнаментом , которая используется для оформления зданий и помещений. Чаще всего они испанского или португальского происхождения, могут быть разных цветов, но сохраняют при этом самобытный колорит и неповторимый орнамент стиля «азулежу»!
Автор: Александра Писарчик (по совместительству моя дочь и специалист по испанскому региону)))
Азулежуш — португальская керамика — продолжение истории
Азулежуш – это традиционные для Португалии керамические глазурованные плитки, которые на протяжении нескольких веков широко применяются в архитектуре. Азулежуш используются для украшения фасадов домов, в качестве вывесок и табличек с названиями улиц, а также для составления великолепных панно не только в интерьерах церквей и замков, но также железнодорожных вокзалов и станций метро.
В первой части http://www.livemaster.ru/topic/154713-azulezhush-portugalskaya-izraztsovaya-keramika мы уже говорили об истоках этого национального искусства Португалии.
Слово азулежуш имеет арабские корни и переводится как «маленький полированный камушек». Завезенное на Пиренейский полуостров в VIII веке традиционное мавританское ремесло изготовления керамических изразцов с тех пор претерпело ряд изменений не только в технике исполнения, но и в сюжетной композиции.
До конца XV века ремесленники Андалусии изготавливали большие глиняные панно, которые потом покрывали разноцветной глазурью. После обжига эти панно разрезали на части и декорировали ими различные поверхности. Этот трудоемкий и долгий процесс был неудобен также тем, что требовал сопровождения мастера во время транспортировки до пункта назначения из-за ее высокой хрупкости. Возможно, именно поэтому на территории Португалии сохранилось не так много образцов плитки этого периода. Тем не менее, ее можно посмотреть в пригороде Лиссабона – Синтре, в королевском дворце
В XVI веке меняется способ изготовления азулежу, одно техническое нововведение привело к появлению того изразца, который мы видим и сегодня: квадратная плитка с гладкой полированной поверхностью, украшенной орнаментом или рисунком. Проблемой изготовления разрисованной плитки было то, что краски того времени были только на водной основе и смешивались как во время нанесения рисунка, так и во время обжига. Чтобы избежать этого смешивания стали использовать «барьер», сделанный из льняного масла и марганца, который отделял зону одного цвета от другого. На сырой глине, согласно эскизу будущего рисунка, делались небольшие борозды, которые и заполнялись этой масляной смесью. Такие борозды не позволяли краске разливаться по поверхности плитки.
В конце XVI века вновь изменилась технология изготовления азулежу. Благодаря появлению нового вида эмали и красителей стало возможно наносить рисунок непосредственно на «остекленную» поверхность. Эта новая техника получила название майолики. Она состоит в том, что на уже прошедшую обжиг плитку покрывают специальной эмалью, затем плитка снова отправляется в печь. После этого наносятся особые пигменты на основе металла (разные виды металла дают разные цвета: железо – красный, кобальт – синий, сурьма – желтый и т.д.) и снова ставят в печь, а ожидаемые цвета проявляются только после обработки очень высокими температурами. Вместе с этой привезенной из Италии техникой в искусство изразца пришли мотивы Возрождения.
В конце XVII века под влиянием различных факторов вновь изменилась эстетика азулежу. Португальские мореплаватели, побывав на Востоке, привезли в Европу бело-голубой китайский фаянс, который быстро завоевал популярность и вошел в моду. С тех пор многоцветность португальского изразца сменилась монохромностью, основную часть плиток стали изготавливать в сине-голубых тонах на белом фоне.
Классическим образцом азулежуш можно считать кобальтовый рисунок на белом фоне. Именно такая техника использовалась в XVIII веке, при которой блеклая синяя краска после обжига становилась насыщенной и яркой.
Китайское влияние проявилось в технологиях и сюжетах португальского азулежу, но и в Китае, в свою очередь, мастера перенимали португальский стиль, изображая в своих работах не только традиционные орнаменты, как принято было раньше, но и геральдику, сцены из жизни, архитектурные композиции.
Менялись эпохи, менялись и модные тенденции, и способы изготовления изразцовой плитки. Так первые азулежуш имели геометрический орнамент в соответствии с исламской традицией, но постепенно керамические панно стали отображать библейские и фольклорные мотивы, а также важные исторические события, и сегодня по изразцам азулежуш можно читать историю Португалии.
Едва попав в Португалию — в ее прекрасную столицу Лиссабон или один из небольших городков на побережье или в центре страны — каждый мгновенно понимает: керамическая плитка — это особая любовь Португалии. Ею выложены внутренние стены ресторанов и офисных вестибюлей, фасады частных и общественных зданий, стены метро — одного из самых красивых в мире.
Португальская плитка везде и всюду. Древняя и современная, цветная и однотонная, крупная и мелкая — строительная облицовочная керамика всех сортов делает «лицо» Португалии, создает ее настроение, атмосферу, рассказывает о культуре этой страны.
Нужно ли удивляться, что Португалия сегодня находится в числе лидеров по производству строительной облицовочной керамики, что керамическая плитка Португалии востребована во всем мире и успешно конкурирует с лучшей продукцией других стран, традиционно занимающихся этим производством.
По материалам Института Камоэнса, азулежу-рф, и других интернет-источников.
Благодарю за внимание. Вдохновения и удачи!
Португалия, Лиссабон. Здесь человек счастлив
Прогуливаясь по улочкам Лиссабона, можно бесконечно долго любоваться сказочной отделкой домов из керамической плитки. Где-то — это табличка с названием улицы, где-то — масштабное панно, а где-то — целые дома с красивым узором по всему фасаду. Конечно же, все это — азулежу (azulejo) — знаменитая керамическая плитка, без которой невозможно представить португальскую архитектуру.
Эта необыкновенная плитка буквально преследует повсюду, ведь узнаваемые узоры уже давно распространились на весь португальский быт. Одежда, аксессуары, сувениры, упаковки продуктов, этикетки вин — во всем без труда угадывается Португалия.
История азулежу
«Azul» по-португальски означает «синий». Это слово произошло от названия минерала Lápis-lazúli, известного нам как лазурит. «Lápis» с латинского означает «камень». Это же слово в португальском языке обозначает «карандаш», причем в единственном и множественном числе. А слово «lazúli» происходит от длинной цепочки заимствований латинский-арабский-персидский — в значении «синий камень» — вплоть до индийского санскрита, где оно означало «кольцо» или «жизнь короля».
«Азулежу» произошло от арабского azzelij (или al zuleycha, al zuléija, al zulaiju, al zulaco), означающего «маленький отполированный камень».
Изначально керамическая плитка использовалась для облицовки стен на Востоке. В XIV-м веке мавры завезли эту традицию на Пиренейский полуостров. Развиваются местные фабрики, и уже в XV-м веке плитка попадает в Португалию из испанской Севильи. Самые ранние образцы можно увидеть в Национальном дворце Синтры (Palácio Nacional de Sintra).
Керамическая плитка используется не только в качестве украшения, но и для практических целей. Зимой, когда на улице дожди и крайне высокая влажность, азулежу защищает от сырости, а летом — от жары.
Первые образцы азулежу имели рельефную поверхность с бороздками и канавками. Так предотвращалось смешение красок. Использовалось как правило четыре цвета, и в основе лежал геометрический рисунок. Цвета получали из оксидов различных металлов: кобальт (синий), медь (зеленый), марганец (коричневый и черный), железо (красный) и олово (белый). В это время еще нет стандартов относительно размеров плитки. Так что встречаются различные варианты со стороной в пределах 13,5-14,5 сантиметров.
В конце XV-го века у итальянцев была перенята техника под название «майолика» (maiolica). Гравюры наполняют сюжеты из античных мифов и сказаний, а плитка становится более красочной.
Далее на изменение техники оказывает влияние импорт из Голландии, где, в свою очередь вдохновились пришедшим в Европу по морскому пути китайским фарфором, раскрашенным в бело-синие цвета.
Португальская знать охотно делала заказы на панно новейших модных тонов на исторические темы. Местные мастера быстро освоили голландскую технику, и производство азулежу приобретает массовый характер. Теперь внутренние стены многих домов, монастырей и дворцов покрылись керамической плиткой.
Азулежу завоевывает многих местных художников. Например известный португальский мастер Франсишку ды Матуш (Francisco de Matos) украсил капеллу São Roque в одноименной церкви.
В период восстановления Лиссабона после разрушительного землетрясения 1755-го года, министр Маркеш ды Помбал (Marquês de Pombal) выводит производство плитки на новый уровень. Он признал керамическую плитку не только весьма красивой с эстетической точки зрения, но и весьма дешевой в качестве материала оформления фасадов. Открываются новые фабрики, а спрос на азулежу существенно возрастает. Район Baixa покрывается фасадами в новом стиле.
Местные жители выкладывают изображения святых над входом в дом. Они должны были защитить их жилища от новых природных катаклизмов.
В XIX-м веке изготовление азулежу приобрело поистине промышленные масштабы. Теперь в Португалии сложно найти дом, в котором не было знаменитого украшения. Несмотря на то, что азулежу – это всего лишь керамическая плитка размером 14х14 сантиметров, португальцы превратили её в настоящее произведение искусства и собственную гордость.
Азулежу сегодня
Новую жизнь в развитие искусства азулежу вдохнули заказы на отделку интерьеров метро после окончания Второй Мировой войны. Весьма значимый вклад внесла Мария Кейл (Maria Keil), которая на протяжении 25-и лет занималась оформлением почти двух десятков станций лиссабонского метрополитена.
В столице Португалии, в старинном здании конвента монастыря Богоматери (Igreja do Convento da Madre de Deus), специально для изучения португальской техники росписи керамической плитки, в 1980-м году открылся музей азулежу.
Здесь можно узнать не только об истории азулежу, посмотреть старинные и современные образцы, но и посетить мастеркласс по росписи португальской плитки. Особенно среди экспонатов выделяется гигантское азулежу производства 1730-го года, изображающее панораму Лиссабона до землетрясения.
Изразцами местные жители украшают интерьеры домов, на плитках пишут названия улиц, магазинов, кафе. Иногда настоящие шедевры можно увидеть в абсолютно обыденной обстановке. Это вызывает двоякое чувство у путешественника, но не у жителя полуострова.
Конечно же, современное португальское искусство неразрывно связано с азулежу. Например в октябре 2016-го года известный уличный художник André Saraiva подарил городу уникальную стену-панно из азулежу. Француз португальского происхождения разрисовал 53 тысячи плиток, а длина стены составила 170 метров. Полюбоваться им можно на Campo de Santa Clara:
На протяжении истории изготовление плитки подвергалось влиянию разных стилей вплоть до модерна и стилей XX-го века. Однако вечной классикой считается техника изготовления азулежу XVIII-го века — кобальтовый синий рисунок на белом фоне. После обжига в печи краска становится особенно насыщенной. И, конечно же, чем старее плитка, тем она ценнее. Поэтому в Лиссабоне есть «любители» нажиться на краже старинных образцов.
Настоящие художественные уникальные произведения из азулежу в Лиссабоне вы встретите в огромном количестве. Например, здание бывшей пивной фабрики «Fábrica da Trindade», известное под именем «Casa do Ferreira das Tabuletas». Фасад здания украшен мозаичным панно на масонскую тематику из азулежу ручной работы мастера Луиша Ферреира. Рядом находится ресторан «Cervejaria Trindade», где интерьер выдержан в аналогичном стиле.
Азулежу — это… Что такое Азулежу?
Азуле́жу, или азуле́йжос (порт. azulejo) — название португальских изразцов. Традиционный португальский азулежу представляет собой расписанную глиняную плитку, чаще всего квадратной формы, обожжённую, глазурованную, размером 14 см на 14 см.
История
Изначально слово «zulaycha», «zuleija» — маленький полированный камушек — пришло в португальский язык из арабского. Керамические изразцы изготавливали на древнем Востоке и использовали для облицовки стен. Арабы принесли с собой глазурованный кафель в Испанию и Португалию. Самые старые азулежу в Португалии (Королевский дворец в Синтре, монастырь Консейсан в Беже) пришли из Севильи и относятся к XV в. Их поверхность рельефна, перегородки и канавки предотвращали нежелательное смешение красок. Орнамент, по мусульманской традиции, состоял в основном из звёзд.
В XVI в. у итальянцев была перенята техника майолики с нанесением красок на плоскую поверхность, покрытую цинковой глазурью. Из Италии пришли также и новые темы, например, сцены из античных мифов. Мотивы живописи — частью орнаментальные, частью натуралистические — становились всё многообразней и красочней.
С середины XVII в. в технике азулежу происходят изменения, связанные с возрастающим импортом из Голландии. Вместо привычного многоцветья художники начали использовать исключительно контраст между белым цветом и кобальтовой синью, а в качестве сюжетов предпочитали использовать жанровые композиции. В период рококо (вторая половина XVIII в.) азулежу снова стали полихромными с преобладанием нежных тонов (например, во дворце Келуш).
Истинно народным это искусство стало в середине XIX в. благодаря массовому промышленному производству. С этого времени блестящими изразцами начинают украшать не только дворцы и церкви, но также наружные и внутренние стены самых разных построек.
Интересные факты
В Лиссабоне есть музей азулежу — Музей керамики, в котором наглядно представлено развитие столь характерного для Португалии изразцового искусства от начальных этапов до наших дней. Один из экспонатов представляет собой панораму Лиссабона длиной 40 м, исполненную в 1730 г., показывающую, каким был город до его разрушения при землетрясении 1 ноября 1755 г.
Фотогалерея
Ссылки
Азулежу — удивительные португальские изразцы
? LiveJournal- Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)