Этот чудный Восток. История узора «Пейсли»
Причудливый узор в виде капли или слезинки со множеством мелких деталей хоть раз в своей жизни видел каждый. Сегодня им украшают абсолютно все: от интерьера и текстиля до собственного тела.
Поспешим сразу же разобраться в терминологии. Итак, орнамент индийский «огурец» и европейский пейсли в сущности одно и то же, а вот названия в разных культурах отличаются.
А теперь обратимся к истории:
Paisley — благородный орнамент, «слеза Аллаха», турецкий боб или просто «огурец» Турецкий огурец, Японский огурец, Пэйсли, Индийский огурец, Персидский кипарис, Восточный огурец, бута… каждый называет его по-своему. На востоке — бута, в Европе — Paisley. Все это названия одного приятного восточного орнамента, который стал классикой. Имя Paisley дал городок в Шотландии, где в 19 веке началось производство тканей и шалей имитирующих этот восточный орнамент. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу.
Платки, шали, всевозможные ткани, украшенные так называемым «огуречным» рисунком, никогда не выходят из моды. Этот мотив именуют также «турецким бобом», « слезой Аллаха», «индийским пальмовым листом», «персидским кипарисом». В народе этот незатейливый, но весьма эффектный орнамент называют «огурец», «турецкий огурец», «восточный огурец» или «индийский огурец».
Так что же означает «восточный огурец»? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш. Иногда «огурец» изображают с ножкой-черешком и тогда его называют «пальмовым листом». Название «персидский кипарис» тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства показывать целое через его часть. Один лист представляет все дерево.
Бута — азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня. Узоры и рисунки с мотивами бута встречаются в рисунках ковров, тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений. Слово же — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута).
Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом. (лат. Momordica charantia) — травянистая лианасемейства Тыквенные, широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, странах Карибского бассейна и в Китае.Китайская горькая тыква — двудомная лиана, вырастающая до 5 м в длину, с простыми листьями, 4-12 см в поперечнике, и жёлтыми цветками.Плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны.
Наиболее прочно вошел в орнамент, например, ивановских набоек и ситцев узор в виде миндалевидной фигуры или «боба», скрюченного ,огурца», персидского кипарисового листа. Этот элемент орнамента встречается на ситцах в двух видах. Один из видов этой фигуры всегда имеет ясно очерченные контуры. Такие фигуры заполняют обычно средники платков или покрывают метровые ткани. Другие виды миндалевидных фигур расположены всегда на концах шалей, иногда и в средниках шалей. Они представляют собой растительные и цветочные мотивы, скомпонованные в миндалевидные фигуры, контуры которых не очерчены. Различие в них, очевидно, объясняется неоднородными истоками этих двух видов миндалевидных фигур.Элемент орнамента в виде «боба» с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название «тус-тупи» и является, по мнению некоторых исследователей, остатком изображения петуха, фазана, которые в отдаленные времена являлись культовыми птицами.
Как много версий происхождения этого орнамента.
1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили. Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку — городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» — бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает «семя манго».
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.
А теперь подборка безумно красивых фото… Давайте полюбуемся ими:
ткани и узоры.
квиллинг…
из бумаги…
торты, пироженые, печенья…
скрапбукинг…
в интерьере…
вязание, вышивка…
украшения…
похоже на декупаж
одежда…
Бута — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Бута́ — миндалевидный узор с заострённым загнутым верхним концом. Мотив бута известен у многих народов Востока на обширной территории. Хорошо известен в странах Ближнего Востока и в Европе.
Узоры и рисунки с мотивами бута встречается в рисунках ковров, кялагаи и тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений.
Данный орнаментальный мотив был характерен для Персии и Ирана со времён династии Сасанидов (III—VII века) и развился до многообразия форм уже к XVI—XVIII векам — времени правления династии Сефевидов.
Распространился во многие азиатские страны и использовался во всех сферах жизни — украшал регалии и одежду знати, ювелирные украшения, посуду, предметы домашнего обихода и религиозного культа, в этой форме пеклись лепёшки.
Завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время (XVIII—XIX века) благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «миндалевидным» узором.
В Великобритании «бута» получил распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани (первая половина XVII века). Основным центром производства дешевых тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Пейсли был не единственным местом, где производили ткани с этим рисунком.
Производство процветало около полувека, а затем орнамент вышел из моды. Изредка к нему прибегали дизайнеры, искавшие вдохновение в исторических костюмах[1]. Очередной взрыв популярности пришёлся на время хиппи — 1960-е. Пестрота орнамента подошла психоделическим и цветочным предпочтениям субкультуры. И снова забвение.
В начале восьмидесятых Джироламо Этро, основатель модного дома Etro, совершал путешествие в Индию и впервые увидел узоры, наносимые местными жителями на кашемир. В 1981 году Дом моды Etro выпускает коллекцию декоративных тканей с орнаментом «пейсли»[2]. Позднее английская марка Cole & Son выпустила с ним несколько коллекций обоев.
Азербайджан[править | править код]
«Бута» является характерной деталью азербайджанского национального орнамента[3]. Этот мотив считается древнейшим в национальном орнаменте Азербайджана[4]; он занимает видное место среди узоров набойки. Имеются набивные изделия, украшенные только бута[4]. Мотив бута часто использовался азербайджанскими мастерами; существует много разновидностей бута, некоторые из них имеют символическое значение. Но особое распространение бута получила в Гянджинской зоне, где они становятся почти неотъемлемой деталью коврового узора[5]. Узоры бута встречаются на нескольких видах азербайджанских ковров, среди которых можно отметить, такие ковры, как «Хила-бута», «Ширван-бута», «Шабалыт бута»[6].
В Баку расположено здание дворца «Buta Palace», на котором изображена бута[7]. С 2004 года бута является логотипом азербайджанской нефтегазовой компании Azpetrol[8] (на автозаправочной станции компании в Мардакянах стоит здание супермаркета, выполненное в форме «бута»[9]). Бута также была изображена на эмблеме чемпионата мира по футболу среди девушек до 17 лет, прошедшего осенью 2012 года в Азербайджане.
Орнамент состоит из повторяющихся элементов — бут, направленных капель или в одном направлении, или в зеркальном, или в произвольном. Оставшееся свободное пространство может быть занято декоративными элементами в растительном стиле, кругами и прочими графическими элементами.
В Индии рисунок наносится на всё поле мелким орнаментом из цветочных розеток, пальметт и бута, кайма повторяет этот мотив в увеличенном размере, а свободный конец… украшен крупным орнаментом из рядов бута[10].
Внутри бута писались письма, стихи, заклинания или пожелания, делались сюжетные рисунки, чтобы Бута «помогла» всему этому осуществиться.
- ↑ Сплетник — история моды
- ↑ Auratessu — Ткани из Европы в центре Санкт-Петербурга: Etro (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 3 мая 2015. Архивировано 7 сентября 2014 года.
- ↑ В. Лобачев. Магия подзаголовка. — В мире книг: Книга, 1975. — № 7. — С. 190.
На знаках доктора искусствоведения Н. М. Миклашевской, десятки лет посвятившей изучению азербайджанских росписей, фресок, тканей, вполне закономерно встретить характерную деталь национального орнамента «бута».
- ↑ 1 2 Г. А. Гулиев. Об азербайджанской набойке. — Советская этнография: Издательство Академии наук, 1964. — № 2. — С. 134.
Мотив бута, известный у других народов Востока на обширной территории, можно считать древнейшим в национальном орнаменте Азербайджана; он занимает видное место среди узоров набойки. Имеются набивные изделия, украшенные только бута.
- ↑ Н. Самгнна. Ковры типа Фахралы. — Сообщения Государственного Эрмитажа: Искусство, 1995. — Т. 56. — С. 59.
Следует выделить мотив бута, имеющий вид миндали с заострённым загнутым верхним концом, который хорошо известен в странах Ближнего Востока и в Европе. Этот мотив часто использовался азербайджанскими мастерами; существует много разновидностей бута, некоторые из них имеют символическое значение. Но особое распространение бута получила в Гянджинской зоне, где они становятся почти неотъемлемой деталью коврового узора.
- ↑ Лятиф Керимов. Азербайджанский ковёр. Том III. Б.: «Гянджлик», 1983.
- ↑ Официальный сайт Buta-Palace
- ↑ Лого компании (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 19 июля 2013. Архивировано 9 сентября 2013 года.
- ↑ Открылся супермаркет на автозаправочной станции в Мардакянах Архивная копия от 25 февраля 2011 на Wayback Machine
- ↑ Государственный музей искусства народов Востока
Принт «пейсли», «восточный огурец», «бута»
Сегодня речь пойдет о принте «индийский огурец», он же «турецкий огурец», «восточный огурец», «бута» (на Востоке), «пейсли» (в Европе).
Индийский огурец —
этот орнамент по форме напоминает проросший боб, завязь, зародыш.
Это гимн производящим силам природы. В Индии считают, что подобная форма — один из символов движения, развития, энергии. Не случайно «огуречный» орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты.
Иногда «огурец» изображают с ножкой-черешком и тогда его называют «пальмовым листом».
Индийский огурец или Китайская горькая тыква (лат. Momordica charantia) — однолетняя травянистая лиана семейства Тыквенные, широко культивируемая ради съедобных плодов в странах Южной и Юго-Восточной Азии, а также странах Карибского бассейна и в Китае.
Ее плоды имеют продолговатую форму и бородавчатую или бугорчатую поверхность, по форме и размерам весьма разнообразны. Внутри содержится относительно тонкий слой мякоти, окружающий центральную полость, наполненную большими плоскими семенами и желеобразной консистенцией. У недозрелых плодов семена имеют белый цвет, при созревании становятся красными. У недозрелых плодов семена перед кулинарным использованием вытаскивают, а у созревших семена становятся сладкими и могут употребляться в пищу. Мякоть Китайской горькой тыквы хрустящая и водянистая, похожая на мякоть огурца, чайота или зелёного овощного перца, обычно съедается, когда плод зелёный. Хотя она может быть съедена также тогда, когда плод желтеет, начиная созревать, но при этом она становится горькой. Созревшие плоды оранжевые и мягкие, но слишком горькие для того, чтобы их можно было бы употребить в пищу.
Бута
— азербайджанский узор в виде капли, символизирующий стилизованное изображение огня.
Слово — «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута).
Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки этого растения напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.
Узоры и рисунки с мотивами бута встречается в рисунках ковров и тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, а также декорировании архитектурных сооружений.
Пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы.
Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором. А среди знатоков текстиля, модельеров и историков моды его принято величать «пейслийским» или «пейсли».
В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе). Именно там примерно в 1800 году началось производство относительно недорогих тканей и шалей, имитирующих подлинные восточные. Так «огурец» с Востока, сделавшийся доступным благодаря британским текстильщикам, покорил всю Европу. В конце XVIII века европейскую аристократию увлекла мода на кашмирские шали с таким рисунком.
Следующий всплеск популярности пришелся на 1960-е годы (Джон Леннон даже обзавелся желтым «Роллс-Ройсом», украшенным пейсли). Затем снова десятилетия забвения, возвращением из которого орнамент обязан в первую очередь итальянской марке «Etro». Еще в 1980-е годы она сделала «огурец» своим фирменным знаком и с тех пор не перестает поражать обилием современных вариаций на эту тему. Пока «Etro» украшала восточным орнаментом текстиль, английская марка «Cole & Son» выпустила с ним несколько коллекций обоев, которые сразу же стали классикой.
Далее заинтересовались принтом и другие дизайнеры, в том числе модный Дом «Kenzo».
Теперь «огуречный» орнамент используется повсеместно: от штор и обоев до фарфоровой посуды.
«Пейсли» можно встретить в основном в двух видах:
— каплевидный узор с четко очерченной границей
— цветочно-растительная композиция виде капли без акцентированных границ.
Первый, по мнению знатоков, есть трансформировавшийся со временем культовый образ фазана или петуха, которые имели магическое значение оберегов в древние времена.
А второй является изображением цветочной ветки, которое повсеместно использовалось в древнем восточном прикладном искусстве.
Пейсли в интерьерах
Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F3%F0%E5%F6%EA%E8%E5_%EE%E3%F3%F0%F6%FB
http://www.spletnik.ru/blogs/moda/58807_istoriya-ogurtca
http://www.reellady.ru/forum/index.php?showtopic=3729
История узора пейсли — знаменитого «огуречного» принта с Востока — FURFUR
Кажется, знаменитый «индийский огурец» как узор сейчас переживает новый виток популярности — на его основе уж очень многие известные марки успели выпустить совершенно разные формы одежды. Чтобы носить такие вещи со знанием дела, FURFUR решил вспомнить основные моменты в истории этого рисунка.
История происхождения узора
Пейсли, индийский огурец, или, если совсем точно, бута — узор очень древний. Вероятно, впервые он появился в империи Сасанидов — древнем государстве, с 224 по 651 год нашей эры находившемся на территории современных Ирака и Ирана. Благодаря торговым связям ткани с этим узором распространились по всей средней Азии и попали даже в Индию и Африку. В Европу же «огурцы» попали как раз из Индии в XVII веке благодаря британским колонистам. Спрос на экзотическую индийскую ткань оказался таким высоким, что предприимчивые европейцы стали ткать полотна с «огурцами» сами. Небольшой шотландский городок Пейсли вообще полностью направил все ресурсы на производство ткани в индийском стиле и благодаря этому остался в веках — но уже как название самого узора.
В том, что же из себя на самом деле представляет пейсли, единого мнения нет. По одной из версий, это цветочный мотив, совмещенный с силуэтом кипариса — символа жизни в зороастризме. Другой вариант происхождения — стилизованные языки пламени, также символизирующие жизнь. Возможно и происхождение от ореха кешью, являвшегося символом плодородия. В Индии распространено мнение, что «огурцы» изображают семена мангового дерева. В любом случае — какую теорию не возьми — речь идет о жизни и плодородии. Некоторые ухитряются рассмотреть в пейсли даже сперматозоиды — но, учитывая древность узора, эта версия крайне сомнительна.
Появление пейсли в Европе и США
Первым популярным товаром с рисунком пейсли в Европе были кашемировые шали из индийского региона Кашмир. Они были крайне дорогими, и позволить себе их могли только обеспеченные аристократы. В начале XIX века шотландские мастера научились ткать «огурцы» на жаккардовых ткацких станках — и шали с пейсли стали более массовым продуктом. Правда, они уже были не кашемировыми, а из овечьей шерсти или шелка, да и цветов было значительно меньше, чем у аутентичного индийского товара.
Еще чуть позже пейсли начинают печатать на хлопке, и узор перестает быть роскошью, и уже к 1870-м годам «огурцы» не то чтобы совсем выходят из моды, но скорее перемещаются в область обыденного.
|
В 1970-Х ПЕЙСЛИ ВНЕЗАПНО СТАЛ АТРИБУТОМ ХИППИ-ДВИЖЕНИЯ – В ОСНОВНОМ БЛАГОДАРЯ BEATLES, КОТОРЫЕ ПРИВЕЗЛИ ИЗ СВОЕГО ЗНАМЕНИТОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ИНДИЙСКИЙ КОЛОРИТ
|
|
Такое положение сохранится до семидесятых годов XX века, когда пейсли внезапно становится неотъемлемым атрибутом хиппи-движения. Произошло это большей частью благодаря The Beatles, которые привезли индийский колорит из своего путешествия в Ришикеш к гуру Махариши.
Внезапно «огурцы» появляются везде: на Роллс-Ройсе Джона Леннона, на рубашках с огромным воротником, на клешеных брюках, на подкладках пиджаков и на самих пиджаках, женских платьях и детских колясках.
Время психоделической революции проходит, но «огурцы» остаются символом бунтарского духа. Постепенно пейсли перенимают в свой визуальный словарь уличные группировки — разноцветные банданы с «огурцами» становятся способом отличить своих от чужих. В ЛГБТ-сообществе в то же время цветные банданы, повязанные справа или слева на ремень, помогают геям не только определить в толпе себе подобных, но и сразу же заявить о сексуальных предпочтениях. «Огурцы» и банданы становятся настолько взаимосвязанными понятиями, что и сейчас узор пейсли часто называют bandana print. 1980-е, 1990-е и начало 2000-х пейсли проводят в легком забвении, периодически всплывая в одежде каких-нибудь рок-музыкантов. Исключение составляют с 1984 года и по сей день стабильно выпускающая одежду с «огурцами» итальянская марка Etro, а также классические английские галстуки и шарфы. Галстуки ancient madder из печатного шелка часто украшены принтом из «огурцов» и являются классическим элементом тридцатых годов XX века. |
«Огурцы» и банданы становятся настолько взаимосвязанными понятиями, что и сейчас узор пейсли часто называют Bandana print. |
Узор пейсли сегодня
Сейчас пейсли переживает новый расцвет. Еще в середине двухтысячных стритвер-марка The Hundreds выпустила черную куртку с капюшоном и белыми «огурцами», которая сейчас считается коллекционной. Но самые крутые парни раскрашивали каждый «огурец» вручную.
В этом году c рисунком пейсли Vans выпустили кеды, Undefeated — кепку, Opening Ceremony совместно с Adidas — целую коллекцию одежды и обуви, Herschel — рюкзаки, а Fred Perry вместе с известным производителем галстуков Drake’s — серию поло и рубашек. Учитывая появление пейсли на дорожках во время модных показов в этом году, можно предположить, что летом нас ждет новая волна увлечения «огурцами». В конце концов, не всем же носить камуфляж.
Пейсли или восточный огурец. История орнамента
Пейсли — один из самых известных орнаментов. Этот замысловатый орнамент в виде капли или бутона цветка имеет большое множество названий: восточный или индийский огурец, турецкий огурец, слеза Аллаха, бута. Согласно восточным поверьям он приносит своему обладателю счастье, долголетие и процветание.
Прежде чем завоевать сердца современных модниц и занять достойное место в коллекциях именитых дизайнеров, этому удивительному узору пришлось пройти долгий путь в несколько столетий от времени создания до наших дней. История возникновения этого красивого рисунка уходит корнями в древнюю Персию. Там, на территории современных Ирана и Ирака и появился символ плодородия, счастья и успеха. Тесные торговые связи с соседними государствами способствовали тому, что ткани с этим рисунком распространились по всей средней Азии, Индии и Африки. Благодаря этому нет единого мнения что же все-таки означает орнамент пейсли. По одной из версий каплевидный рисунок — это символическое обозначение фазана или петуха, который имеет на востоке сакральное значение. По другой версии бута (название узора на санскрите, в переводе огонь или одноимённое растение) — это язык пламени, а возможно это графическое изображение самого цветка — символа плодородия и жизни.
В Италию и Францию кашемировая ткань с восточным рисунком попала благодаря египетским походам Наполеона, а в Англию — из Индии. Британские солдаты, возвращаясь из Индийских колоний, привозили с собой кашемировые платки с огуречным узором, пользующиеся тогда большой популярностью. Так очень скоро появились кампании, завозившие оригинальные платки из Индии, которые позволить себе мог не каждый, но поскольку спрос рождает предложение, вскоре в Шотландском городе Пейсли было налажено массовое производство тканей с восточным узором. Так появилось современное название рисунка.
Следующей волной популярности пейсли стали 1960-70е годы. Экзотический орнамент стал неотъемлемым атрибутом хиппи. Пейсли приобретал всё больше вариаций и стал трендом того времени. Рок и поп-иконы того времени не только носили одежду с таким узором, но использовали его не в вполне себе традиционно: характерным орнаментом украшались детские коляски, хорошо известен Ролс Ройс Джона Леннона, раскрашенный цветами пейсли.
Со временем интерес к восточному замысловатому рисунку сошёл на нет. И только в 80-е годы ХХ столетия итальянский модный дом ETRO возвращает его на подиумы. Учитывая тот факт, что этнический стиль на пике моды, да ещё и смешение различных принтов — один из последних трендов, то сейчас самое время «поиграть» с удивительным восточным узором в своём гардеробе.
Индийский огурец (пейсли) — символ плодородия
Индийский огурец, турецкий боб, восточный огурец, пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы.
Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам — Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.
В Великобритании «индийский огурец» получил широкое распространение после того, как возвращавшиеся из колоний служащие британской армии привозили домой восточные ткани. Основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли (в честь которого орнамент и получил своё название на Западе).
У него была бурная история завоевания Европы, он украсил русские платки, советские платья и сумки, одежду психоделистов, рокерские банданы. Но не это мне интерересно, а его значение-происхождение, и как оказалось с этим не всё так просто. Вот разные легенды:
1) Считается, что этот узор был привезен из Египта, где он символизировал пшеничный колос, как знак бессмертия.
2) Персы считали, что это листья карликовой пальмы. Из-за своей текстуры и формы, эти листья часто использовались вместо бумаги для написания молитв, поэтому им начали придавать особое значение.
3) В другой версии этот персидский узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили.
Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку — городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых buta был символом жизни и вечности.
4) Рисунок повторяет подпись древнего правителя Персии, который был вынужден сдаться после суровых боев врагам. Он был настолько огорчен своим поражением, что сам порезал себе запястье и прижав рану к документу, поставил на нем свою кровавую подпись. После этого узор boteh начал появляться на коврах по всей Персии, якобы прославляя храброго правителя.
5) Иные источники говорят, что «бута» — бутоны хлопка.
6) Или пишут, что это стилизация цветочных брызг и дерева кипариса.
7) В Пакистане его называют «carrey», что на языке урду означает «семя манго».
8) Слово «бута» на санскрите означает — «огонь» (буте — пута — бута) и в Индии этот узор очень популярен.
9) Такое же название носит и небольшое степное кустарниковое растение. Цветки его напоминают по форме символ бута и обладают особенным пьянящим ароматом и наркотическими свойствами. Во время культовых зороастрийских отправлений именно их возжигали на капищах в храмах и в домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже — Ахура-Мазда.
10) Есть даже теория, что это беременные пиявки
мне лично особенно импонирует последняя версия
Рисуем индийский огурец — как нарисовать узор пейсли: схемы и трафареты
Этот узор немного напоминает скопление инфузорий под микроскопом. Сильно напоминает.
Дизайнер Таир
Узор «индийский огурец» известен под многими названиями, его также называют «турецкий огурец», пейсли или бута. Этот орнамент популярен с древности и известен у многих народов на обширной территории Востока. Его восхитительный восточный колорит пришелся по нраву и в Европе. Современные дизайнеры активно применяют «индийский огурец» в создании принтов для тканей, затейливого фона, для придания экзотичного звучания обычным предметам.
«Индийский огурец» — это каплевидный узор с заострённым и часто загнутым кончиком.
Узоры пейсли встречаются в рисунках ковров, тканей, украшениях, декоре архитектурных сооружений, интерьере. Его воссоздают в самых различных техниках декоративно-прикладного искусства. Как шаблон для точечной росписи, как набивной принт, наконец, просто затейливый рисунок на крышке шкатулки — вариантов не счесть.
Если вы никогда не рисовали «индийский огурец», то будете приятно удивлены, насколько же это просто и как пробуждает фантазию. Просто возьмите карандаш и бумагу и пробуйте. Немного потренировавшись, вы легко сможете создавать своими руками оригинальные схемы для точечной росписи или просто нарисовать замечательный уникальный узор на любом предмете.
Итак, начинаем рисовать «индийский огурец». Сперва рисуете каплю, она может быть самая разная: более тонкая или широкая, с прямым или загнутым хвостиком.
Затем начинаете добавлять элементы. Любые на ваш вкус: капельки, точки, круги, листья или просто дублируете контур вашей исходной капли.
Рисунок «индийского огурца» традиционно по-восточному плотный, с большим количеством деталей, но в современном декоре используют и более лаконичные варианты. Вы вправе выбрать, когда остановиться.
Орнамент может выходить и за границы капли. Творите и фантазируйте!
Вот и все. Дальше только тренировки!
Небольшая подборка рисунков и схем «индийского огурца» для вдохновения (и копирования 🙂