Культура бонсай: Бонсай — Википедия – что это такое? Как выращивать дерево своими руками? Особенности ухода в домашних условиях

Культура бонсай: Бонсай — Википедия – что это такое? Как выращивать дерево своими руками? Особенности ухода в домашних условиях

Содержание

Бонсай как искусство, садовый бонсай для начинающих, с чего начать новичку

Азиатская культура все больше проникает в современное европейское общество. Некоторые люди не совсем правильно понимают, что такое бонсай. Это не специальное карликовое деревце, а растение, которое вырастили определенным образом.

Особенные представители

Такой вид садоводства имеет давнюю историю. Его родина — Китай и Индия. В Японии бонсаи появились в VI в., и это искусство принесли странствующие монахи. Постепенно было выработано 15 стилей, которые позволили превратить деревья в красивые миниатюры.

Настоящие мастера воспринимают технику создания бонсая как возможность создать нечто уникальное и подчеркнуть красоту природы. Выращивать их можно не только из комнатных растений, но и из садовых.

Далеко не все могут освоить искусство создания карликовых композиций

Важно! Перед созданием композиции человек должен хорошо представлять конечный результат.

Бонсай — искусство, которое требует особого подхода. Ствол и ветви создают особое очарование, которое оживляет миниатюру. К деревцу предъявляются строгие требования по качеству.

Японская культура

В стране Восходящего Солнца бонсай стал популярен в эпоху Токугава. Тогда богатые люди стремились создавать красивые парки, а монахи — сады. Последователи Будды верили, что через растения они создают новые миры.

Поэтому, выращивая бонсай, человек приобщался к богу или становился богатым. В Японии подобные деревья пользуются большим спросом. Горшки с ними ставят в комнаты и в саду.

Туристы не всегда понимают, что такое настоящий бонсай в Японии. В стране Восходящего Солнца это настоящее искусство, которое подвластно только настоящим мастерам. В городах такие карликовые деревья позволяют сохранять в миниатюрных квартирах кусочек природы.

Самый дорогой экземпляр

Бонсай — это японское искусство, но оно доступно только для богатых людей. На каждый экземпляр приходится тратить большое количество времени. Рекорд в этой сфере принадлежит дереву, которое продали на аукционе за $1,3 млн.

Обратите внимание! Уличный бонсай насчитывал возраст в несколько сотен лет. За это время его ствол причудливо изогнулся, а крона красиво разветвилась.

Старое карликовое дерево

Помимо бонсая, который самый дорогой, есть и экземпляры, отличающиеся внушительным возрастом. Рекордсмену в этой сфере уже 800 лет. Ствол очень толстый и чудно переплетен между собой, а крона красиво стелется.

Среди карликовых деревьев есть и необычные представители. Один мастер смог вырастить глицинию, которая красиво цветет. Другой человек не только вырастил чудесный бонсай, но и создал ему композицию в виде домика для Хоббита.

Один из самых известных мастеров, которые создает уличные бонсаи — М. Кимура.

Пример композиции известного автора

С японского языка слово «бонсай» переводится как «выращенный в подносе». В стране Восходящего Солнца карликовые деревья выращивают для квартир. Из-за плоской корневой системы они нуждаются в широких невысоких горшках. Поддон тоже становится частью композиции.

Необязательно знать, как переводится слово «бонсай». Важно понимать, как нужно создавать композицию и что учитывать.

Бонсай для начинающих

Карликовые деревья имеют большое значение для ценителей восточной культуры. Прежде чем приступить к созданию бонсая, нужно изучить все особенности этого искусства.

Обратите внимание! Существует множество книг, мастер-классов и уроков по выращиванию миниатюрных растений.

Бонсай для начинающего — не такое простое дело. Нужно придерживаться определенных правил, ухаживать за деревцем и вовремя совершать обрезку. Нужно понимать, как переводятся основные термины.

Определение «нэбари» легко найти в литературе. Это слово означает «корни дерева», которые выступают над землей. «Эдабари» — это определенное распределение ветвей по стволу.

Листья должны быть маленькими и формировать густую крону. Ухаживать за таким растением не так просто, так как ошибки могут испортить образ дерева.

Примерная литература

На русский язык переведено большое количество книг о том, как создать условия для выращивания бонсай и на что обратить внимание при формировании композиции.

А. де ла Пас создал «Большой атлас бонсай». В книге содержится подробная информация о технологии создания карликовых деревьев для дома и сада. Большое количество цветных иллюстраций поможет новичку правильно все понять.

М. Кавасуми написал книгу «Секреты бонсай». В ней подробные мастер-классы о том, как формировать композиции и образ растения. Есть информация об особенностях нескольких стилей и поддержании кроны.

Пошаговые инструкции есть в книге М. Згурской «Бонсай. Комнатное цветоводство». Автор дает подробные комментарии о том, как создавать карликовые деревца.

Литература по теме позволяет лучше понять, как именно происходит формирование такого необычного растения, какие условия нужно создать и как их поддерживать.

Набор инструментов

Прежде чем узнавать про бонсай, что это значит и как его создать, человеку потребуется подготовить определенные материалы. Для начала нужно подобрать подходящую емкость. Желательно, чтобы она была керамической, так как такой горшок устойчивый.

Для работы лучше выбирать только надежные и качественные инструменты

Выращивание карликового деревца требует серьезной подготовки. Нужно запастись проволокой, пластиковой сеткой, мотыгой, большим пинцетом, пульверизатором и лейкой. Острый нож и секатор помогут быстро и аккуратно подстричь крону и корни. Делать это необходимо на регулярной основе, так как своевременная коррекция позволяет правильно формироваться деревцу.

Пошаговые руководства помогут новичку правильно выстраивать работу. В подобном искусстве нельзя торопиться.

Основные стили

Цветок бонсай может быть представлен в разном виде. Традиционные стили различаются формой кроны. Например, при прямой — ствол один, а при неформальной его два или три. Иногда ствол может быть сдвоенным и объединяться общей кроной.

Бонсай в стиле ниваки требует особо сложного формирования. Для него на одном ярусе оставляют только три ветки и четыре наверху. Инструкции и наглядные материалы помогают правильно понять, как проводить обрезку. Подробные мастер-классы содержат информацию обо всех этапах работы.

Важно! Прежде чем следовать какому-то стилю, стоит изучить все его особенности.

В открытом грунте можно использовать садовые деревья — вишню или яблоню. По размеру можно стремиться как к карликовым экземплярам, так и к большим.

Самый старый бонсай в мире отличается не только возрастом, но и причудливой изогнутой формой ствола. Поэтому мастер может не ограничивать свою фантазию и создавать то, что считает нужным.

В домашних условиях можно сделать для растения искусственную скалу или нечто похожее на нее. Это придаст особую атмосферу композиции.

Техника подготовки

Садовый бонсай в России можно вырастить при соблюдении разных условий. Для климата страны лучше всего подходит спирея, сирень, груша и ирга. Они хорошо растут, и обрезка веток благотворно на них влияет.

Из можжевельника тоже можно сделать карликовое деревце. Подобный экземпляр может прекрасно расти в комнатных условиях. Вечнозелёное хвойное растение не так чувствительно к ошибкам во время ухода.

Из сосны тоже получаются неплохие карликовые деревца для сада. Важно правильно формировать крону и ствол, что позволит создать эффектное растение.

Обратите внимание! Если хочется увидеть цветение, то лучше выбирать миндаль или вишню. Они легко растут и хорошо переносят обрезку веток. Подойдет также барбарис.

Для домашних условий используют фикусы с мелкими листьями. Их легко найти в продаже, и они не требуют особого ухода.

Подготовка к высаживанию

Если поставлена цель получить экземпляр из семян, посевной материал предварительно готовят. Для этого его замачивают в слабом растворе марганца на сутки, после чего отбирают крупные семена и высаживают их в грунт.

После того как саженец достаточно вырастет, его достают из земли и обрезают корни на треть. Места среза присыпают толченым углем. Желательно сразу определиться с формой кроны и удалять лишние веточки.

Манипуляции с корнями проводят раз в год, с кроной по мере необходимости. Нужно сразу набраться терпения, так как на создание карликового деревца уйдет уйма время.

Садовый бонсай

Даже на обычном дачном участке можно создать обыкновенную японскую композицию. Для этого нужно сначала определиться с тем, какой саженец будет служить материалом.

Важно!

Начинать формировать карликовое деревцо нужно на молодых саженцах.

Бонсай в садах делают из хвойных или лиственных экземпляров. Для этого проводят прищипывание молодых побегов, что позволит добиться лучшего разрастания растения.

Для изменения роста побегов ветки фиксируют проволокой под нужным углом. Секатором постоянно подрезают лишнюю растительность.

Бонсай из туи может своими руками сделать любой человек. Для этого ему достаточно определиться со стилем деревца. Ствол обматывают проволокой и ей же фиксируют ветки, чтобы они росли в определенном направлении.

Презентации готовых деревьев миниатюрного размера помогут определиться с желаемым результатом. Не стоит торопиться и стремиться сразу получить нужный образ.

Любой бонсай требует время для правильного формирования кроны

Сложнее всего сделать цветущий красиво бонсай, так как требуется грамотно обрезать ветки. Если для экспериментов выбрана сирень, то стоит заранее узнать, как правильно стимулировать цветение дерева и увеличить количество гроздей с цветками.

Если человек не знает, что такое бонсай, с чего начать новичку, стоит сначала изучить специальную литературу. В ней он найдет ответы на все вопросы по теме. Только после этого можно приступать к созданию миниатюрных деревьев. Бонсай может иметь красивые цветы, которые украсят любой сад. Но для создания конечного образа потребуется много времени.

Бонсай стили и формы с точки зрения искусства

Отличительной чертой японской культуры является предельная близость к природе. Японцы не стараются создать неестественную вещь. Они стремятся к тому, чтобы ещё больше выделить и обозначить природные черты. Искусство бонсай – не исключение. В этой статье приводятся примеры основных стилей бонсай. Даётся подробное описание каждого стиля. Также объясняется, каким образом достигается визуальный эффект естественности, так часто встречающийся на гравюрах и вообще в искусстве. В японской культуре изобретательность органично сочетается с подражанием законам мироздания.

Стили бонсай

Основные стили бонсай

Японцы учитывают каждую деталь, увиденную при созерцании природы. Все стили, приведённые ниже, отражают разное состояние стихий, пространства, воздуха и т.п. поэтому при создании японского произведения искусства надо следовать правилам в мелочах.

Теккан

Теккан

Ствол дерева в стиле «теккан» имеет вид конуса, у него толстые корни, смотрящие в разные стороны в одинаковой мере.

Особенности:

  • Растение поделено на 3 одинаковые части.
  • Внизу нет ветвей, поэтому можно видеть побеги.
  • Ветви располагаются в разных плоскостях. Ближе к вершине они маленькие. Уменьшение идёт пропорционально, на верхушке конический форм-фактор.
  • Теккан предполагает принцип симметрии в отношении веток. Где-то в середине расположены три главные ветки. Одна из них растёт вправо, другая влево, третья смотрит в глаза присутствующему.
  • Ствол сбежистый, то есть, он становится более узким в направлении снизу наверх.

В своём большинстве хвойные деревья могут подойти под эти параметры.

Мойоги

Мойоги

Это вольный прямостоящий стиль. Ствол должен быть изогнутым. Этот образ можно найти почти повсюду в природе. Японцы только больше его подчёркивают.

Побег извивается волной. Но верхушка расположена на той же вертикальной линии, что и основание, и это уравновешивает стиль. В миниатюрах чаще всего встречаются именно такие изогнутые деревья встречаются повсеместно. Поэтому появление подобного образа для бонсай совсем неудивительно, внизу изгиб выражается отчётливо. Лучше допустить у основания маленький наклон, переходящий в ясно оформленный изгиб. Корни, которые выступают над почвой, желательно, чтобы были видны с противоположной стороны. Такими могут быть дуб, сосна, клён, кедр, ясень, другие деревья. Таков стиль Мойоги.

Фукинагаси

Это дерево, дословно переводя с японского, избитое ветром. Его сажают так, чтобы все его побеги смотрел в одну сторону. Складывается впечатление, что ветер всё время обревает ветви. Эти деревья встречаются в тех местах, в которых ветер может подуть лишь в одну сторону, например, на морском берегу или горной вершине. Но здесь больше всего подойдут сосна и берёза. Стиль напоминает форму наклона. Обычно дерево имеет один ствол. Но он может быть и разветвлён сверху. А иногда стволов может быть и больше. Фукинагаси – распространённый стиль.

Сякан

Сякан

Сякан очень характерен для бонсай.

Особенности:

  • Дерево выращивается с наклонённым стволом, который бывает толстым, некоторые стволы и ветви растут в 2 стороны.
  • Если это возможно, корни остаются видимыми, что формирует у созерцающего представление, как будто ствол выворачивается из земли ветром. Это стилевое решение позволяет растить буквально любые виды деревьев.
  • Нижняя ветка растёт в сторону основного уклона ствола. Ветки выгибаются, верхушка наклоняется вперёд. Здесь требуется такая ёмкость, которая предполагает размещение массы дерева над 50% её высоты.
  • Один бок имеет развитые поверхностно расположенные корни, а на другом корни скрываются в почве. С одного бока корни поверхностного расположения развиты, что создает впечатление прочности, а с другой, корни скрыты в глубине земли.

В природе чаще такие деревья растут на затемнённых участках. Они смотрятся естественно, и видно, что это деревья, терпящие присутствие лимитирующих факторов природы.

Сокан

Сокан

Сокан – стиль, который воспроизводит тот случай, в котором из корня растут сразу два ствола. Иногда ствол формируется из нижней ветви. Дерево может стоять прямо или наклоняться. Всем породам оно будет как раз. Стиль по-другому называют «отец и сын», и он ассоциируется с преемственностью поколений.  Стволы разные по толщине и длине. Меньший из них растёт наклонённым. Из двух стволов получается одна корона.

Хокидати

Хокидати

Хокидати предполагает прямостоящее дерево. Дерево напоминает веер на постаменте. Ветки разбросаны по разным сторонам света. Действительно, если нет листвы, крона похожа на изящный графический рисунок. Клён и вяз берутся за основу. Лучше не использовать берёзу. Ствол стоит так, что ветки идут из одного и того же места. Лиственные породы будут кстати. Крона дерева смотрится солидно и громоздко.

Есуэуэ

Есуэуэ

Есуэуе – оригинальный стиль. Здесь несколько деревьев одного и того же вида. Но они отличаются по возрасту друг от друга. Их высота и толщина разные. Получается имитация лесного пейзажа. Чаще применяются деревья одного и того же вида, но можно для большей эффектности сочетать вечнозелёные и листопадные деревья. Так как трём деревьям не удастся имитировать поляну в лесу, растений должно быть как минимум пять. Здесь подходит овальный контейнер            

Бундзинги

Бундзинги – минималистический силуэт, не отягощённый излишествами. Ствол высокий, крона скудная. Стиль элегантный и лаконичный, поэтому он очень хорошо подходит для хвои и широколиственных деревьев. Крона имеется лишь наверху дерева. Внизу ветки отсутствуют. Крона поддерживается молодой с помощью подрезания веток. Используются контейнеры круглой и квадратной формы.  Подойдут слива, сосна, липа, кедр.

Бундзинги

Кенгай

Растение в стиле Кенгай словно растёт на скале и направлено вниз. Каскад символизирует непрерывную борьбу за выживание. Подойдёт только высокая ёмкость. Ветви изогнутые, ствол тоже. Сосна будет кстати. Можно использовать можжевельник. Дерево изгибается в связи с разными обстоятельствами. может быть, на него давит снег или свой вес. Дерево нелегко оставлять здоровым, так как оно старается расти вверх.  Растения, которые растут на утёсах, являются наглядным примером. Отсутствует естественная платформа. Каскадные формы могут быть нескольких видов. Каждая разновидность по-своему красива. Для полукаскада нужна пропорциональная крона. Питомники часто содержат превосходный материал для каскада.

Хан — Кенгай

Хан - Кенгай

Стиль Хан-Кенгай похож на форму наклона, однако ствол сплошной. Быстро теряется доминирование ствола. Боковая ветвь развита очень сильно. Она растёт гораздо дальше края плошки, но при этом остаётся на уровне почвы. Это похоже на дерево, склонённое над расщелиной. Крепкие и плохо сгибающиеся деревья не подойдут для такого стиля. Такие растения можно встретить на крутом склоне. Ствол практически вырастает горизонтально.

Неагари

Неагари

Корни выступают из почвы и делают ствол необычным. Здесь подходят лишь растения, образующие воздушные корни. Корни проходят через почвенный пласт. Ствол такого дерева вырастает из трещин в скалах.  В основе композиции лежит морская галька или гравий, плита имеет отверстие, заранее наполненное грунтом. Нужен грунтовой наполнитель. Неагари – очень красивый стиль.

Икада

Икада

Стиль Икада является имитацией упавшего в болота дерева. Внизу сломанные ветки. Незатопленные растут вверх. Постепенно сгнивает старый ствол. Молодые растения создают свои корни. Растение сажается горизонтально, ветви становятся похожи на стволы. Создание ветвей и корней может быть только при возможности хорошего укоренения. Растение получаетося скорее горизонтальным, чем вертикальным.

Сэкижежу

Сэкижежу

Сэкижежу – красивейший силуэт. Его форма изящна. Он корнями отчасти выходит из скалы. Оплетает камни, уходит в землю корнями. Может обнимать впадины и ложбины. Дерево сливается с камнем. Композиции размещают в специальные контейнеры, имеющие подходящий грунт. Силуэт встречается на гравюрах.

Таримики

Таримики

Таримики – стиль, предполагающий ствол без коры. Он производит впечатление мёртвого растения. На самом деле часть его живая, а часть – нет. Например, так бывает, когда дерево было поражено молнией. Но это надо делать очень умело.

Банкой

Банкой

Банкой – оригинальный стиль. Имеется ствол, завязанный в виде узла. Растение должно быть молодым, а то его ствол сломается. Узел завязывается осторожно. Если получившееся произведение будет расти дальше, завязанные в узел части станут толще, и узел постепенно превратится в эстетично выглядящее утолщение. Оно не вредит дереву, а делает крепче.

Кабудати

Кабудати

Большое количество стволов в стиле Кабудати вырастают из единого основания, чаще всего из пня. Здесь понадобится растение, скоро возобновляющееся прикорневой порослью после смерти главного ствола. Подойдут вяз, граб. Из тропиков и субтропиков  — кармона, серисса, мальпигия. Вид зрелищный и солидный.

Сожу

Сожу

Это стиль, который образован двумя стволами. Его легко изготавливать. Надо взять растения одного вида, но различных размеров и поместить их все рядом. Подойдут самые разные виды растений. Можно смешать стили и посадить в роще Сожу бонсай, выращенный в стиле Таримики. Сожу выглядит многоярусным. Стволы и ветви изгибаются естественным образом. Верхушка листвы видна отчётливо. Корни иногда показываются выше земли. Растение выглядит близким к гравюрам.

Итак, стили растений соответствуют основным принципам природы. Бонсай традиционное японское искусство. Он не допускает излишеств и неточностей. В статье раскрыта лишь малая часть принципов искусства, близкого к стихиям природы.

Искусство бонсай – история, техника, полезные советы

Карликовые деревья бонсай в саду

Бонсай, или искусство выращивания в горшках карликовых копий деревьев, в последнее время перемещается из помещений в открытые пространства. Оно стало даже перспективной разновидностью ландшафтного дизайна.

Считается, что данное направление возникло в Японии, но серьёзные специалисты указывают на китайские корни происхождения этого течения. Большое развитие отрасль, ставшая целой наукой, получила в японских и европейских кругах любителей бонсай, создавших свои школы и методы работы.

Сад в стиле бонсай в наше время похож на традиционный японский, основным отличием является то, что размер парка может быть произвольным. В принципе, для формирования дерева в требуемой конфигурации здесь используют хорошо знакомые всем обрезку, общипывание и прививку. В качестве материала для будущего карлика выбирают саженец подходящего растения из известных или необычных пород.

Даже самые непримечательные и, даже, невзрачные деревья с голым стволом могут стать очаровательным карликом в горшке. Во многих садах есть экземпляры пород, которые потеряли декоративный статус, такие как вишня или яблоня. С основными приемами искусства бонсай они могут приобрести привлекательный вид.

Прежде всего, необходимо удалить нежелательные мелкие ветви в нижней части кроны. Верхние части деревьев весной должны быть обрезаны горизонтально. С годами, появляющиеся новые листья будут формировать новый силуэт дерева, всё более и более приближая его облик к очертаниям восточных типов растений.

Карликовые деревья бонсай в саду Карликовые деревья бонсай в саду Карликовые деревья бонсай в саду Карликовые деревья бонсай в саду Карликовые деревья бонсай в саду Карликовые деревья бонсай в саду Карликовые деревья бонсай в саду

Читать книгу Культура БОНСАИ — Выращивание карликовых деревьев

ЛЕЙЛА ДХАНДА

Культура БОНСАИ: Выращивание карликовых деревьев

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Нас, жителей городов, уже не устраивает просто букет в стеклянной банке или цветок в обычном горшке. Нам хочется получить в подарок изысканно подобранный букет, цветочную композицию в красивом оформлении, а на окне лелеять и холить уголок живой природы.

Ни у кого уже не возникает вопроса, что такое икебана. Точно так же в наш язык входит слово, понятие, а в бытии непосредственно є сам бонсаи. Бонсаи — это миниатюрная копия природы, в значительной степени цивилизованная и традиционная. Деревья с замшелыми корнями, камни, мох — все это в миниатюре. Безусловно, мы преломляем древнюю китайскую и японскую культуру выращивания карликовых деревьев сквозь призму нашей культуры, климатических условий и вкуса. Главное, что вместе с этим мы развиваем в себе любовь к природе, шлифуем ее эстетическое восприятие.

История бонсаи в нашей стране, по сравнению с ее тысячелетней историей в Китае и затем в Японии, невелика — немногим более 20 лет.

В 1976 году по инициативе супруги посла Японии в СССР госпожи Сигемицу Главный ботанический сад АН СССР получил в дар от посольства Японии в СССР коллекцию бонсаи из 44 экземпляров, которые, однако, не остались музейными экспонатами. У нас возникли свои традиции, культура и техника выращивания растений, причем не только экзотических японских, но и наших березок и сосенок. Наша коллекция в настоящее время насчитывает более 100 экземпляров.

В Ялте больших успехов в этой области достиг ландшафтный архитектор А. А. Аненков. В Сочи заведующим дендропарком санатория «Белые ночи» Ю. Н. Карпуном была заложена крупнейшая основа коллекции бонсаи.

Новым этапом стало создание в Москве «Бонсаи-клуба» при Главном ботаническом саде АН СССР, который возглавила научный сотрудник Т. П. Белоусова. Все больше любителей комнатного цветоводства приобщается к этому сложному, но интересному занятию, о чем свидетельствуют публикации в журнале «Цветоводство».

В 1978 году в издательстве «Лесная промышленность» вышел перевод с английского книги Ф. Эрголл «Выращивание карликовых деревьев по японскому способу». Книга несомненно способствовала распространению и развитию этого удивительного искусства в нашей стране. И вот вниманию читателей предлагается перевод другой книги специалиста по бонсаи из Индии Л. Дханды «Культура бонсаи: Выращивание карликовых деревьев». Она познакомит специалистов и любителей с ассортиментом и техникой выращивания карликовых деревьев.

При первом прочтении вас может испугать обилие экзотических растений. Однако это свидетельствует о широких возможностях бонсаи. Внимательный и заинтересованный взгляд всегда и в нашей северной природе на болоте или в горах отыщет карликовую сосну, березку, а в питомнике — клен или можжевельник. Богатый выбор комнатных цветов представляет неограниченные возможности выращивания миниатюрных растений. Саженцы граната, хурмы, чинара, гибискуса могут быть привезены из южных районов нашей страны.

Одна из заповедей книги гласит, что надо чаще смотреть на работы других любителей бонсаи, фотографии лучших работ. Этой цели в немалой степени послужат цветные снимки растений из коллекции ГБС АН СССР, которыми дополнена книга.

Остается пожелать читателю приятного путешествия в рукотворный мир карликовых растений.

В. П. ПАНКРАТОВ, кандидат с.-х. наук, сотрудник ГБС АН СССР.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Каждый прошедший день добавляет нечто новое к опыту и знаниям любителя бонсаи. Исходя из пожеланий читателей (первое издание было быстро распродано и получило массу отзывов), я решила внести в повторное издание ряд изменений и добавлений. Так, глава по выбору бонсаи была дополнена новыми черно-белыми и цветными фотографиями. Несколько расширена глава о стилях бонсаи. В последнюю главу был включен материал о выращивании «рощиц».

Помимо этого, личные наблюдения побудили меня внести изменения и добавления там, где я считала это необходимым.

Пользуюсь случаем и с удовольствием отдаю дань благодарности г-ну Авиншу Пастриха, который со свойственной ему любезностью предоставил в мое распоряжение свой опыт фотографирования; г-ну Н. Н. Сети за помощь в составлении макета и подготовке к набору и выпуску настоящей книги; г-ну Джитендра Бери за его неустанный интерес и участие в моей книге. И, конечно же, я благодарю д-ра Хуссейна Тейбхоя за его поддержку, советы и щедрое признание.

ЛЕЙЛА ДХАНДА Нью-Дели Август, 1984

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

То, как восприняли индийские почитатели бонсаи первое издание книги, быстрый выход второго издания подтвердили ожидания и оценки, высказанные мной в предисловии к первому изданию.

В повторное издание книги добавлены некоторые новые иллюстрации, значительно расширена глава о выборе бонсаи, включена глава о выращивании «рощиц». Все это еще в большей степени повышает ценность книги как для начинающих, так и для более опытных, и, я уверен в этом, она займет свое достойное место на книжных полках приверженцев бонсаи в Индии.

Попутно позволю себе все же высказать несколько педантичных придирок относительно ссылки на бонсаи как на японское искусство. Для точности: бонсаи (от начального «пан-сан» или «пан-чинг») зародилось в Китае где-то в 200 г. до н. э.-400 г. н. э. Но подобно тому, как каждый американец независимо от того, откуда он происходит (из Европы или из Африки), ощущает себя представителем Нового Света, так и бонсаи справедливо считают культурным явлением Японии, поскольку именно там, в Японии, искусство бонсаи росло, развивалось, пережило свое становление и с тех пор широко распространилось в мире.

ХУССЕЙН ТЕЙБХОЙ Нью-Дели, август 1984

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Благородному искусству бонсаи потребовалось не одно столетие, чтобы проделать свой путь к нам из Японии. Еще двадцать лет назад отважных приверженцев, на ощупь пробиравшихся к постижению бонсаи, были единицы; а те кто взирал на их шедевры и вежливо произносил слова удивления и восхищения, похоже, делали это, главным образом, испытывая трепет перед чем-то таинственным, сверхъестественным, рожденным, возможно, из некоего загадочного обряда.

Теперь картина изменилась. Культура бонсаи снискала признание все возрастающего числа любителей (а теперь уже и профессионалов) в нашей стране. И тем не менее до сего времени большая часть справочной литературы, необходимой для развития начальных навыков, написана за рубежом и рассматривает флору, климатические и погодные условия весьма отличные от тех, что характерны для Индии. Вследствие этого возникла настоятельная потребность в подобных работах по бонсаи для нашего читателя с учетом региональных особенностей Индии. К счастью, такая книга написана — вот она перед вами… ясная, доходчивая, высокоинформативная, и автор ее в особых рекомендациях не нуждается, ибо д-ру Лейле Дханда принадлежат все наши высшие достижения в бонсаи. Пионер а этой области, она сочтет эрудицию садовода с врожденным безошибочным чутьем художника, который свои знания и умения вынес из собственной многолетней практики и тщательно проводимых экспериментов. Для начинающих эта книга — просто подарок, но и более искушенные читатели найдут в ней для себя много полезного и интересного.

Не лишним будет сказать несколько слов для ободрения и поддержки начинающих. Книги могут нести информацию, толковать научные истины, объяснять те или иные приемы и средства. Искусство должно исходить изнутри, и так оно будет, если к нему присовокупить терпение, настойчивость и упоение красотой деревьев в мириаде образов и форм. В человеке тогда рождается подлинный мастер бонсаи, когда он не мыслит себе пройти мимо дерева, растущего вдоль дороги, чтобы не окинуть его оценивающим взглядом, желая придать ему более естественную и радующую глаз форму. (Приходится только удивляться тому, сколь нескладным и малоестественными выглядят временами творения природы!) Для достижения успеха в выведении любого вида бонсаи необходимы также терпение и настойчивость. Как и Рим, бонсаи не в один день строился. К тому же в отличии от других произведений искусства, бонсаи никогда не принимает абсолютно законченные формы, которые можно было бы повесить на стену или возвести на постамент и на этом успокоиться. В отличие от красок художника, камня ваятеля исходный материал бонсаи — живой организм, он дышит, растет, постоянно изменяется, чувствует, у него есть своя душа и своя воля. И волю эту необходимо понять, не грубо сломить, но с любовью быть ее проводником, привести ее к гармоническому тождеству с волей и желанием самого художника. Но бывает и так, что дерево является проводником художника. Их диалог никогда не кончается. Много радостных эмоций несут в себе эти тончайшие изменения, которые с годами происходят в самом бонсаи и в том, как художник видит его.

Те, кому посчастливилось видеть роскошную коллекцию д-ра Дханды, не могли не признать, что культура бонсаи — это нечто большее, чем просто раздел садоводства. Бонсаи — это нечто большее, чем ассортимент растений, которым придана миниатюрная форма и чей тоненький стебель воткнут в неглубокий контейнер, а возраст на многие века превышает возраст садовников.

ВВЕДЕНИЕ

В японском языке слово «бонсаи» означает не просто карликовое растение, а культуру его выведения на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне. Очевидно, что если дерево может быть выращено на подносе, то должен существовать метод культивирования миниатюрных образцов того или иного вида. Большинство искусств Японии были в прошлом заимствованы в Китае, и бонсаи не являются исключением, но именно в Японии этот метод развивался и вырос до уровня изящного искусства. В Японии можно видеть образцы, передававшиеся от поколения к поколению. Японцы не ограничиваются одними деревьями, предметами бонсаи становятся кустарники, ползучие и даже травянистые растения. Бонсаи можно представить как дерево или любое растение, рассматриваемое через уменьшительные линзы телескопа или фотоаппарата. Будущий фитодизайнер должен осознавать: то, что он намеревается воплотить в бонсаи, является повторением взрослого или старого дерева в миниатюре с сохранением всей красоты данного вида. Законченный бонсаи должен во всяком случае производить такое впечатление, потому что, конечно, полной аналогии в миниатюре добиться невозможно. Так, невозможно вырастить то же самое количество ветвей, размер листьев уменьшается не строго пропорционально. Естественно и то, что не очень-то элегантная густота ветвей может быть не воспроизведена в бонсаи; также трудно создателю бонсаи повторить в своем произведении характерное для природы пренебрежение к параллельным линиям и переплетающимся ветвям. Таким образом, понятие бонсаи в расширенном толковании будет следующим: художественно идеализированное натуральное дерево в миниатюре, выращенное на подносе или в неглубоком горшке, плошке. Эта специфическая область декоративного садоводства представляет собой редкий и счастливый сплав науки и искусства. Методику культивирования бонсаи можно почерпнуть из книги, но художественное видение — неотъемлемый компонент при выращивании бонсаи — должно быть присуще его создателю. Тех энтузиастов, которые хотят стать обладателями одного или нескольких бонсаи, выр

собственными руками, не должна пугать мысль, что им не внести элемент художественности в осуществление этого желания. Постепенно можно выработать зоркость и приобрести опыт при оценке линии, формы, цвета и т. д. Большую пользу приносит наблюдение за деревьями, созданными природой, можно даже вести черновые зарисовки понравившихся образцов. Для поддержки начинающим следует сказать, что порой самые малоперспективные дилетанты обнаруживают поразительные способности, выражающиеся потом в искусной и оригинальной манере.

Бонсаи в законченном виде состоят из следующих основных элементов: растения, грунта и горшка. Вместе они образуют единое живое творение красоты, призванное долго, быть может, всю жизнь радовать глаз своего создателя. Таким образом, целью является не только выращивание в контейнере здорового растения, но и создание нечто целого из трех упомянутых элементов, находящихся в гармоническом единстве друг с другом, причем каждый из них должен иметь свой естественный и привлекательный вид. Бонсаи обладает всеми признаками своего прототипа в природе: у него есть ствол, кора, ветви, листья, цветы, плоды; он также произрастает в почве, обнажая выступающие корни, в общем, повторяет модель живого дерева данного вида естественной величины. Грунт должен выглядеть естественной частью рельефа, тщательно подобранные камни-«скалы» и мох — вызывать ассоциацию с природным лесным ландшафтом. Контейнер предпочтительно выбирать как можно проще, его цвет и форма не должны быть навязчивы; наоборот, им следует выгодно оттенять цвет и форму растения. В этом случае контейнер становится естественной составляющей этого трехмерного дизайна. Получившийся бонсаи, таким образом, будет удовлетворять эстетическим требованиям и создавать хорошее настроение, которое у нас бывает, когда мы смотрим на живописный лесной пейзаж, рощицу на склоне холма, лесную лужайку и т. д.

Современная цивилизация все больше отдаляет человека от природы, вот почему многие так увлечены сейчас садоводством и цветоводством — ведь они дают человеку отдых и способствуют вдохновению. Выращивание миниатюрных растений — еще более захватывающее занятие, несмотря на то, что в его основе лежит обычная процедура пересадки деревьев в контейнер, часто встречающаяся в садоводстве. Те, кто любит мир растений, но не имеет садового участка, могут насладиться выращиванием миниатюрных деревьев на веранде или на террасе, в лоджии и на балконе. Ежедневно ухаживать за маленьким живым растением; наблюдать, как оно повторяет со сменой времени года магические превращения настоящего большого дерева; как на нем появляются новые листочки, а затем и цветы, и плоды; видеть, как постепенно оно приобретает форму, задуманную создателем, — все это доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие и вносит в наше размеренное существование созидательный всепоглощающий интерес. Если это растение поместить на какое-то время в комнате, оно может украсить интерьер, создавая в доме особую атмосферу (кажется, будто мы находимся в лесу или в саду — в зависимости от того, какой это вид). Бонсаи имеет еще то преимущество перед обычными цветами, выращенными в горшке, что им можно наслаждаться в течение года, тогда как цветам суждено распускаться и цвести в короткое время, отпущенное природой. Многие листопадные деревья красиво смотрятся и без листьев: крепкий ствол, ветви, их изящный ажур.

Культура бонсаи предусматривает определенные основополагающие решения, агротехнику и методы, которые необходимо кратко пояснить, прежде чем переходить к основному и подробному описанию. Будущему мастеру бонсаи следует знать, с чего начать развитие навыков этого хобби. Изящный бонсаи произрастает и развивается из семян, однако можно практиковаться в бонсаи, используя для этого черенки и отводки. Самое простое — купить молодое деревце в питомнике. Быть может, это лучший путь для начинающего, но сколько удовольствия в том, чтобы самому найти и выкопать за городом взрослое небольших размеров дерево, которое из-за неблагоприятных условий (нехватки воды, недостаточного плодородия почвы и т. д.) не смогло развиться в полноценное растение.

Прежде всего нужно решить, какой конкретно вид дерева, кустарника или лианы будет использоваться. Особое внимание следует обратить на приспособленность выбранного растения к данным климатическим условиям, поэтому для начала лучше практиковаться на видах, растущих в данной местности. В регионах с прохладным климатом это могут быть хвойные растения, могут быть и цветущие, и плодоносящие виды. Жители районов, где теплый и влажный климат, также должны подобрать себе подходящие виды.

Следует помнить: в миниатюрном бонсаи растения с изящной листвой и мелкими цветками лучше смотрятся, чем растения с крупными листьями и цветами.

Полезно получить некоторые представления о стилях, в которых может быть выращен бонсаи. Эти знания пригодятся при отборе или приобретении бонсаи в питомнике. Любители величавых конических форм, безусловно, будут искать молодое деревце, модель роста которого соответствует так называемому правильному прямостоячему стилю, или же используют отводок, взятый с ветки растения, обладающего подобной формой. Другие предпочтут неправильное строение дерева, нависшего над утесом, и, имея в виду его последующее развитие в таком стиле, приобретут соответствующий молодой вид.

Следует сказать несколько слов о грунте вообще и о грунте примените

Искусство бонсай – примеры красивейших миниатюрных деревьев

Деревца бонсай удивительны. Они красивы, легко вписываются в домашний интерьер, побуждают к терпению и целеустремлённости, снимают стресс и помогают очистить воздух.

Техника бонсай известна человечеству на протяжении более тысячи лет. Эта древняя садоводческая практика возникла в Китае и называлась «пеньцзай», затем превратилась в настоящее искусство под влиянием японского дзен-буддизма.

Чтобы растения оставались небольшого роста, используют специальные методы, постоянную обрезку и небольшие ёмкости, сдерживающие развитие корневой системы. Это трудоёмкий процесс, но упорство вознаграждается прекрасной композицией.

Кленовый лес бонсай осенью

iskusstvo bonsay foto 1
Фото: Proteon2

Этому деревцу свыше 800 лет

iskusstvo bonsay foto 2
Фото: dontago

Глициния

iskusstvo bonsay foto 3
Фото: syokubutu

Это 390-летнее деревце бонсай выжило в Хиросиме

iskusstvo bonsay foto 4
Фото: SuperShitposter

 Лес бонсай

iskusstvo bonsay foto 5
Фото: PMinisterOfMalaysia

Яблоня

iskusstvo bonsay foto 6
Фото: quaintrellelife.blogspot.com

Азалия

iskusstvo bonsay foto 7
Фото: cowtools

Японский красный клён

iskusstvo bonsay foto 8
Фото: CheapSeeds

Яблоня

iskusstvo bonsay foto 9
Фото: TRUST_IN_HILLARY

 Глициния

iskusstvo bonsay foto 10
Фото: nebonsai.org

 Домик Хоббита

iskusstvo bonsay foto 11
Фото: Joniak

Необычный бонсай

iskusstvo bonsay foto 12
Фото: dctrip13

Бонсай из перца чили

iskusstvo bonsay foto 13
Фото: fatalii.net

Сакура

iskusstvo bonsay foto 14
Фото: yosimizu

Яблоня

iskusstvo bonsay foto 15
Фото: zirrana

Магнолия

iskusstvo bonsay foto 16
Фото: reflets-nature.com

Азалия

iskusstvo bonsay foto 17

Осенний клён

iskusstvo bonsay foto 18
Фото: Stanley Zimny

 Японский клён

iskusstvo bonsay foto 19
Фото: bonsaibark.com

 Пираканта

iskusstvo bonsay foto 20
Фото: whatevershesgot.com

Осенняя роща бонсай

iskusstvo bonsay foto 21
Фото: Proteon

Яблонька

iskusstvo bonsay foto 22
Фото: DrinkMoreCodeMore

Сирень

iskusstvo bonsay foto 23
Фото: Бруклинский ботанический сад

Боейнвиллея

iskusstvo bonsay foto 24
Фото: ausbonsai.com.au

 150-летний бонсай

iskusstvo bonsay foto 25
Фото: iam4real

Глициния

iskusstvo bonsay foto 26
Фото: improteon

Сакура

iskusstvo bonsay foto 27
Фото: gardenbytes.com

 Боейнвиллея

iskusstvo bonsay foto 28
Фото: whatcomflowers.net

 Гранат

iskusstvo bonsay foto 29
Фото: thegreenhead.com

Декоративно-лиственные растения — Комнатные растения

Каждый обитатель царства Флоры как-нибудь отмечен природой, одним растениям досталась красота цветка, другим – красота листвы. Декоративно-лиственные растения выделяются именно листьями. Это обширная группа растений, поклонников у которой не счесть по всему миру. Увлеченные этими растениями селекционеры выводят все новые и новые сорта, закрепляя оригинальность формы и окраски листьев, часто даже пренебрегая красотой цветков. Как правило, у представителей этой группы растений цветение совсем неяркое, но благодаря привлекательности своей листвы они обладают высокими декоративными свойствами круглый год и именно поэтому эти комнатные растения составляют основу композиций при фитодизайне любого интерьера.

 

 

Среди комнатных декоративно-лиственных растений безусловными фаворитами являются антуриум, колеус, диффенбахия, аглаонема, монстера, кордилина, фатсия, плющ, шеффлера, фиттония.

 

Комнатные декоративно-лиственные растения, имеющие оригинальную форму листа и/или его окраску различных оттенков, способны предложить поразительно богатый набор весьма привлекательных и разнообразных акцентов для оформления самых разных интерьеров — как офисных, так и домашних.

 

Внешний вид листвы декоративных комнатных растений очень разнообразен и отличается и по форме, и по размерам, и по очертаниям листа и его текстуре, не говоря уже о рисунке и окраске. Диапазон огромен – у солейролии листья  просто крошечные, а у монстеры они достигают шириной 60 см;  у кротона листья цельные с ровными краями, а аспарагус гордится своей необыкновенной  перистой листвой. Текстура самого листа тоже может быть самой непредсказуемой: гладкой, колючей, матовой, блестящей, бархатистой, гофрированной и т.д. Листья могут быть полностью зелеными, а могут быть пестрыми, разноцветными, с различными  прожилками и так далее.

 

Среди этой группы растений можно встретить настоящих гигантов и отчаянных крох, весьма капризных и совсем неприхотливых красавцев, тех, кто предпочитает обилие света и тех, кто вполне может довольствоваться теневым местом обитания. Такое разнообразие форм, размеров и оттенков позволяет воплотить в жизнь любые дизайнерские решения.

 

 

Фото: Рита Бриллиантова

ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО БОНСАЙ

Босай как самодостаточное искусство сделали японцы. Именно они перестали рассматривать его лишь как один из составных компонентов китайского пенджина. Более того, в Японии это искусство, перешагнув заборы императорских вилл, стало поистине всенародным.


 Наибольшей популярности искусство Бонсай достигло в XVIII — XIX веках. Потом был еще один всплеск между 1926-м и 1940-м . И сейчас немало людей пытаются раскрыть тайны бонсай, причем не только в Японии, но это скорее хобби, занятие для времяпрепровождения, нежели бескорыстная дань искусству. В Японии первая общественная демонстрация мини-деревьев была проведена в октябре 1927 года в столичном парке Хибия. Аналогичные вернисажи продолжались ежегодно до 1933 года, после чего экспозиционная площадка была перенесена в залы художественного музея в Уэно. А западный мир познакомился с бонсай много раньше — в конце XIX века. Несколько образцов карликовых растений было выставлено в японском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1889). А вот экспозиция 1909 года в Лондоне была встречена протестами. Англичане обрушились с критикой на японских мастеров за «бесчеловечное мучение» деревьев.


Искусство бонсай зиждется на технике искусственного уменьшения размеров живых растений. Для этого их высаживают в горшки или контейнеры не более 30 см в диаметре. Тщательная дозировка подкормки, полива, освещения позволяет добиться поразительных результатов. За несколько десятилетий растение, сохраняя свои видовые признаки, вырастает в высоту всего на полметра. Конечно, этого добиться можно далеко не со всеми видами растений. 

Для бонсай лучше всего подходят такие хвойные породы, как сосна, кипарис, кедр, а из лиственных — вишня, клен, дзельква, бук. Лучшие экземпляры миниатюризированной сосны не превышают 65 см, дзельквы — 50 см, бука — 37 см, клена — 17 см. То есть уменьшение по сравнению с нормальными размерами происходит в 60–80 раз. При этом следует иметь в виду, что для выращивания берут семя или черенок обычного, а не гибридного, с заданными генетически пропорциями, растения.



Занятие бонсай требует огромного терпения. Чтобы освоить основные принципы выращивания миниатюрных деревьев, нужно потратить 5–10 лет. Утверждают, что требуется не менее трех лет, чтобы научиться правильно поливать бонсай. Легко понять, что это искусство больше привлекает людей пожилых. Дело не только в наличии свободного времени и умении подходить к любой работе без суеты, что дается лишь жизненным опытом.

Существует некая символическая связь между бонсаем и бессмертием, ведь нередко деревце передается в семье из поколения в поколение вместе с памятью о тех, кто его сажал и выращивал. При хорошем присмотре бонсай может прожить сотни лет. Так, наиболее известным из сохранившихся до наших дней экземпляров является сосна, первым владельцем которой был сёгун Иэмицу Токугава (1604–1651). Недаром сосна считается у японцев символом вечности.


Более старые образцы бонсай ценятся выше, чем молодые. Но возраст здесь не единственный критерий. Главное, чтобы растение производило задуманное художественное впечатление, соответствовало размерам своего контейнера и было здоровым. В классификации бонсай приняты два основных направления — котэн (классическое) и бундзин (неформальное). 

Классика предполагает, что ствол деревца должен быть толще у основания и тоньше у вершины. Бундзин исходит из противоположного критерия, чего, надо отметить, бывает очень сложно добиться. Настоящий художник, а именно так и следует относиться к мастерам этого искусства, никогда не стремится продублировать до мельчайших подробностей увиденное в природе. Работая с растением, он пытается выразить собственное ощущение эстетики живого. Прообразом могут послужить, скажем, декорации спектакля театра Кабуки, гротесковая иллюстрация к древним стихам, собственное представление о деревьях, гнущихся под ураганным ветром. Но в любом случае бонсай должен выглядеть естественно, так, как будто его никогда не касались руки человека.


Несколько слов о стилях, характерных для этого искусства: вертикальный, наклонный, каскадный (когда деревце склоняется над краем контейнера и ствол уходит вниз), со скрученным стволом, с двойным стволом (когда единый ствол раздваивается у основания), групповой (когда боковые побеги под влиянием мастера формируются так, что напоминают группу растущих рядом деревьев), со скальным основанием (когда особенно красиво на камне проступают корни). Всего 34 стиля.

Бонсай со скальным основанием по своей эстетике вплотную примыкает к искусству суйсэки. При этом умелое использование достоинств каждого направления способствует скрашиванию возможных слабых мест, существующих как у живых, так и у мертвых компонентов композиции. Например, вялость, невыразительность какой-то грани камня можно прикрыть мхом или корнями растения, а не совсем классический изгиб деревца замаскировать миниатюрной скалой.

Бонсай выращивают не в домашних теплицах, а на открытом воздухе — на столах, установленных во дворе или на балконе. На достаточно короткие сроки бонсай можно вносить в дом, например, украшая комнату по поводу какого-либо праздника или торжественного события. Тут необходимо постоянно следить за световым и водным балансом, ибо любые отклонения от привычного режима могут оказаться фатальными.

Очень важно правильно подобрать контейнер для выращиваемого растения. Он должен фокусировать внимание на растении точно так же, как рама не просто ограничивает размер полотна, но и подчеркивает содержание картины. Иные предпочитают японские контейнеры — простые, солидные, сдержанной или нейтральной расцветки, не отвлекающие внимания от самого деревца. Другие делают выбор в пользу китайских контейнеров, богато декорированных, что позволяет придать дополнительный блеск скромному растению. Предпочтительнее мелкие контейнеры, глубиной не более 5 см, овальные, прямоугольные, многогранные, в зависимости от внешнего вида растения.

При посадке очень важно соблюдать выработанные веками эстетические принципы. Дерево-бонсай должно быть посажено так, чтобы в дальнейшем избежать хоть какого-то напоминания о симметрии. Приемлемая и даже предпочитаемая для европейской культуры симметричность — табу для японцев. Поэтому саженец в контейнере надо располагать несколько в стороне от центра. Тут дело не только в эстетике внешнего вида, но и в поверье, что Земля и Небо сходятся именно в центральной точке контейнера. Это место занимать не рекомендуется.

Есть одна из разновидностей бонсай, которая постепенно отпочковывается от основного направления, обретая самостоятельность. Это сайкэй. Он отличается от бонсай тем, что композиция миниатюрного пейзажа на подносе строится не из одного растения, а из нескольких, причем зачастую относящихся к разным породам. Поклонники сайкэй любят включать в композицию травы, в том числе цветущие. На подносе с сайкэй допустимо размещать маленькие фигурки — людей, животных, домов, мостов. Белый песок символизирует водный поток у подножия деревьев. Размеры таких композиций требуют подносов большего размера, но они мельче, чем контейнеры у бонсай. То есть речь идет о явлении, занимающем промежуточную позицию между бонкэй и бонсай. Это отражено и в названии искусства, состоящего из двух иероглифов, обозначающих «растение» и «вид».
  

  


Источник: ec-dejavu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *