Как пишется цветок иван да марья: Как пишется «иван да марья»? В каких значениях как писать?

Как пишется цветок иван да марья: Как пишется «иван да марья»? В каких значениях как писать?

Содержание

Иван да Марья (фильм) | Дачная жизнь

Иван да Марья (фильм)

Иван да Марья
Жанр сказка
Режиссёр Борис Рыцарев
Автор
сценария
Александр Хмелик
В главных
ролях
Иван Бортник
Татьяна Пискунова
Иван Рыжов
Елизавета Уварова
Оператор Алексей Чардынин
Композитор Александр Чайковский
Кинокомпания Киностудия имени М. Горького
Длительность 83 мин.
Страна СССР
Язык русский
Год 1974
IMDb ID 0073185

«Иван да Марья»  — советский фильм-сказка 1974 года .

Этот раздел не соответствует рекомендациям оформления статей о произведениях искусства.

Он не содержит полного описания сюжета, включая важные сюжетные ходы и/или концовку .

Вы можете помочь проекту, добавив эти данные . Пожалуйста, пишите текст сами , а не копируйте с других ресурсов.

О житье-бытье в царстве царя Евстигнея XIII ( Иван Рыжов ) и о государевой службе Ивана — русского солдата ( Иван Бортник ).

    Молодёжный коллектив «Ровесник» города Калуги под руководством Черепанова.

Иван да Марья — Легенда 3-я

Когда на дачах пьют вечерний чай,
Туман вздувает паруса комарьи,
И ночь, гитарой брякнув невзначай,
Молочной мглой стоит в иван-да-марье.
(Б.Пастернак).
Легенда №3:
Жил Леший, не совсем урод,
Ну, да, с рогами, при копытах,
Ушастый, хмурый и небритый,

Но не последний, в общем, сброд.
Людей не трогал, лес берёг,
По топям и полянам шлялся,
Но вот ни разу не влюблялся,
А тут попутал чёрт иль бог —
Фиалочку узрел в траве,
Она головкой так кивала
И так приятно зазывала —
Что помутилось в голове!
В любви признался ей, как мог,
Ну, что же, он всего лишь Леший,
Не знал, как девушку потешить,
К нему не будь, читатель, строг.
А вот фиалка — Марьей звали,
Была ломлива и строга,
Копыта видишь ли, рога!..
Нет, снизошла она б едва ли.
Тем более, когда пред ней
Красавец цвета фиолета,
Качался на стебле от ветра
И сердце покорил верней,
Чем все другие… Знамо, Леший
Без тени шанса оставался,
Ну, хоть рассыпься в реверансах
Пред этой красотою здешней!
Цветы! Им до существ нет дела,
Отвергнут ею Леший был,
Её цветок Иван пленил —
Лишь на него она глядела!
Оставив пару на поляне
Бродил лешак в лесу горюя,
Без ласки нежной, поцелуя…
А те цветы — легендой стали.
____________________________
Зацветает иван-да-марья обычно в конце мая и цветет до самого сентября.
Красивая травка, но, оказывается, не такая уж и безобидная. Дело в том, что у неё на корнях есть присоски, прикрепляющиеся к корням других растений. Вот и получает иван-да-марья часть готовой пищи, высасывая соки из растений- хозяев, как будто ворует. А другую часть органических веществ синтезирует сам, ведь есть же у него зелёные листья, а значит, и фотосинтез идёт. Поэтому ботаники и назвали марьянник полупаразитом.
Когда отцветают первые цветы и начинают созревать первые семена, возле иван-да-марьи можно увидеть недавно проложенные муравьиные дорожки. Муравьи подбирают упавшие на землю семена. Семена у иван-да-марьи будто смазаны с одной стороны особым маслом, которое очень любят муравьи. Подберет муравей семечко, понесет к себе в муравейник, а иногда и обронит по дороге. И на том месте, где осталось семечко, вырастет затем новая иван-да-марья. Так это растение и расселяется по лесным полянкам. Цветки Ивана-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом. А ещё марьянник обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу.
(Источник: http://www.magiyatrav.ru/mag_i1.html).

Иван да Марья, как пишется. Словарное слово «иван-да-марья»

Класс: , 11 класс

Часть речи: существительные

Раздел орфографии: написание через дефис

Правильное написание словарного слова «иван-да-марья», которое пишется через дефис, с сомнительными буквами:

ива н-да-м арья

Следует запомнить, что словарное слово «ива н-да-м арья» пишется .

Словосочетания и предложения с другими словами:

Забравшись в заросли ива н-да-м арьи, они присели поговорить те т-а-т ет.Он знал, что это растение выглядит точ ь-в-т очь, как ива н-да-м арья.В книге она прочитала о полевых растениях колокольчиках, мат ь-и-м ачехе, ива н-да-м арье.

Объединение словарного слова в словосочетания и предложения с другими словарными словами, у которых сомнительной является та же буква, позволяет запомнить написание сразу нескольких слов.

Фразеологизмы и цитаты со словарным словом:

Некоторые травы могут быть собраны только женскими руками или только мужскими, но иван-да-марью можно срывать всем, и это ни на что не повлияет. (Афоризм, автор: Марина Козинаки)

Фразеологизмы и цитаты со словом «иван-да-марья» помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении.

Стихотворения со словарным словом для запоминания:

Когда на дачах пьют вечерний чай,Туман вздувает паруса комарьи,И ночь, гитарой брякнув невзначай,Молочной мглой стоит в иван-да-марье .

(Стихотворение Бориса Пастернак)

И так нести — через века —Солдатский сон в дождливой хмари,Чей мир — бессмертен в лепестках Иван-да-марьи .

(Стихотворение Ольги Ольгерт)

В густой траве, на просеке лесной,Несмелый стебель к солнцу поднимая,Растёт под одинокою соснойТаинственный цветок иван-да-марья .

(Стихотворение Тины Аскольской)

Чтение стихотворений с использованием словарного слова с написанием через дефис – увлекательный способ запоминить правописание слова.

Иван да Марья рассказ.

Незнакомец, советуем тебе читать сказку «Иван да Марья» Толстой А. Н. самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками. Поразительно то, что сочувствием, состраданием, крепкой дружбой и непоколебимой волей, герою всегда удается разрешить все беды и напасти. «Добро всегда побеждает зло» — на этом фундаменте созиждится, подобные данному и это творение, с ранних лет закладывая основу нашего миропонимания. В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. Сюжет прост и стар как мир, но каждое новое поколение находит для себя в нем нечто актуальное для себя и полезное. Каждый раз, прочитывая ту или иную былину, чувствуется невероятная любовь с которой описываются изображения окружающей среды. Сказка «Иван да Марья» Толстой А. Н. читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

Д есятая неделя после пасхи — купальские дни.

Солнце самый пуп земли печет, и зацветает дивная Полынь-трава. В озера, на самое зеленое дно, под коряги подводные, под водоросли глядит огненное солнце.

Негде упрятаться русалкам-мавкам, и в тихие вечера, в лунные ночи уходят они из вод озерных и хоронятся в деревьях, и зовут их тогда древяницами.

Это присказка, а сказка вот какая.

Жили-были брат Иван да сестра Марья в избенке на берегу озера.

Озеро тихое, а слава о нем дурная: водяной шалит.

Встанет над озером месяц, начнут булькать да ухать в камышиных заводях, захлюпают по воде словно вальками, и выкатит из камышей на дубовой коряге водяной, на голове колпак, тиной обмотан. Увидишь, прячься — под воду утянет.

Строго брат Иван наказывал сестре Марье:

— Отлучусь я, так ты после сумерек из хаты — ни ногой, песни не пой над озерной водой, сиди смирно, тихо, как мыши сидят…

— Слушаю, братец! — говорит Марья.

Ушел Иван в лес. Скучно стало Марье одной за станком сидеть; облокотилась она и запела:

Где ты, месяц золотой? —

Ходит месяц над водой,-

В глыбко озеро взглянул,

В темных водах утонул…

Вдруг стукнуло в ставню.

— Кто тут?

— Выдь к нам, выдь к нам,- говорят за ставней тонкие голоса.

Выбежала Марья и ахнула.

От озера до хаты — хороводы русалочьи.

Русалки-мавки взялись за руки, кружатся, смеются, играют.

Всплеснула Марья ладошами. Куда тут! — обступили ее мавки, венок надели…

— К нам, к нам в хоровод, ты краше всех, будь наша царица.- Взяли Марью за руки и закружились.

Вдруг из камыша вылезла синяя раздутая голова в колпаке.

— Здравствуй, Марья,- захрипел водяной,- давно я тебя поджидал…- И потянулся к ней лапами…

Поздним утром пришел Иван. Туда, сюда,- нет сестрицы. И видит — на берегу башмаки ее лежат и поясок.

Сел Иван и заплакал.

А дни идут, солнце ближе к земле надвигается.

Настала купальская неделя.

«Уйду,- думает Иван,- к чужим людям век доживать, вот только лапти новые справлю».

Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел к чужим людям.

Шел, шел, видит — стоит голая липка, с которой он лыки драл.

«Ишь ты, назад завернул»,- подумал Иван и пошел в другую сторону.

Кружил по лесу и опять видит голую липку.

— Наважденье,- испугался Иван, побежал рысью. А лапти сами на старое место загибают…

Рассердился Иван, замахнулся топором и хочет липку рубить. И говорит она человеческим голосом:

— Не руби меня, милый братец…

У Ивана и топор вывалился.

— Сестрица, ты ли?

— Я, братец; царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду… Когда ты с меня лыки драл, наговаривала я, чтобы не уходил отсюда далеко.

— А нельзя тебе от водяного уйти?

— Можно, найти нужно Полынь-траву на зыбком месте и мне в лицо бросить.

Видео детективное агентство Иван да Марья. 4 серия. Детективы. Лучшие Детективы. StarMedia

Диагностическая контрольная работа по русскому языку (7 класс) | Методическая разработка по русскому языку (7 класс):

Диагностическая работа по русскому языку в 7 классе (промежуточный контроль)

Предметные задания репродуктивного характера (задания на знание и понимание)

Задание 1.1.

Цель: определить сформированность умения находить в слове определённую орфограмму.

В каких случаях следует писать нн?

А. плете…ая  из веток корзина;

 Б.  трава скоше…а;

В. некраше…ый стол;  

Г.  разброса…ые вещи.

Ответ: А,Г.

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов – 10.

За каждое правильно записанное слово- 5 баллов.

Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения различать причастие и прилагательное, применять правило.

Задание 1.2.

Цель: определить сформированность умения определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

В каком сочетании не пишется раздельно?

А.(не) просохшая земля;

Б. картина (не) окончена;

В. (не) усиливающийся, а затихающий дождь;

 Г. (не) крашеный забор

Ответ:

 Б., В

Максимальное количество баллов – 10.

За каждое слово — 5 баллов.

Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения различать слитное и раздельное написание Не с причастиями.          

Задание 1.3.

Цель: определить сформированность умения понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль.

В каком ряду нет слов с гласной буквой О после шипящих? Вставить в словах пропущенные буквы.

  1. Ж..сткий, ч..лн, крыж..вник
  2. Ч..порный, ш..рты, медвеж..нок
  3. Ож..г пальца, ож..г руку, подж..г сено
  4. Ч..лка, щ..тка, пч..лка

Ответ:

1), 4)

Максимальное количество баллов –15

За каждое слово -1 балл, за определение ряда -3 балла.

Интерпретация: невыполнение задания говорит о непонимании текста задания, о невнимательном чтении текста задания, об отсутствии знаний правописания 0, е, ё после шипящих.

Задание 1. 4.

Цель: выявить сформированность умения обобщать и перерабатывать полученную информацию, умения использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, умения владеть устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание.

Выберите правильное написание слова: а) цветок Иван-да- Марья б) цветок иван-да- марья,

 в) цветок иван да марья. Объясните свой выбор (дайте развёрнутый ответ).

Ответ: Б). Существительное иван-да- марья  пишется через дефис, так как это имя нарицательное..

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов – 4.

Правильный выбор написания – 2 балла; аргументированность развёрнутого ответа  – 2 балла.

Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения выстраивать развёрнутый ответ, основываясь на понятия, знания теории в решении  конкретной орфографической задачи, использовать аргументы в монологическом высказывании, возможно, об отсутствии знания правила.

Задания более высокого когнитивного уровня от применения знаний в новых ситуациях до заданий продуктивного характера.

Задание 2.1.

Анализ

Цель: выявить сформированность умения анализировать объект с выделением существенных признаков, умения разбить материал на составляющие.

     Вставьте в слова одну Н или две Н и распределите их в 2 столбика:

  1. с одной Н в суффиксе причастия или отглагольного прилагательного

  2. с двумя Н в суффиксе причастия.

Правила выуче..ы, получе..ые знания, выпиле..ая дощечка, солё..ая капуста,  солё..ая в бочке капуста,  краше..ый пол, покраше..ый пол, копчё..ое мясо.

Ответ:

-Н-

-НН-

Правила выуче..ы          

получе..ые знания

солё..ая капуста

выпиле..ая дощечка

краше..ый пол

солё..ая в бочке капуста

копчё..ое мясо

покраше..ый пол

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов – 8.

За каждый верный ответ – 1 балл.

Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения определять части речи, выделять суффиксы причастий, применять орфографическое правило, классифицировать слова по определённому признаку.

Задание 2.2.

Синтез.

Цель: выявить умение составления текста типа речи –описание.

Составить текст: тип речи –рассуждение.

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов – 5.

Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии знаний о композиции текста типа речи рассуждение.

Задание 2.3.

Оценка.

Доказать, что построенный текст – это рассуждение.

Ответ: композиция, тезис, доказательства (аргументы), вывод. Вопрос в тексте- почему.

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов – 8.

Правильно названные элементы композиции и вопрос почему – за каждый правильный ответ -2 балла.  

Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии знаний особенностей текста типа речи – рассуждение.

Задание 2.4. Познавательные УУД

Цель: выявить умение определять расстановку знаков препинания, анализировать предложения.

Найти предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания:

А. Она стояла, слегка запрокинув голову, и щурясь от яркого света.

Б. Белоснежные чайки, весело покрикивая, реяли в воздухе и гонялись одна за другой.

В. Туча, сверкая молниями и издавая сердитый рокот, спешила на северо-восток.

Г. Любка проснулась чуть свет и, напевая, стала собираться в дорогу.

Д. В эту минуту отворилась дверь, и в комнату, робко озираясь вошла девушка.

Е. Тучи, постепенно темнея, поднимались выше, разливались шире.

Ё. Капитан стоял на краю и, перегнувшись через перила и держа в руке фонарь, смотрел в воду.

Ж. Где-то каркали вороны, перелетая с ели на сосну, и сбрасывали с ветвей снег.

Ответ: А, Д.

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов – 10.

За каждый верный ответ – 5 баллов.

Интерпретация: невыполнение задания говорит об отсутствии умения анализировать грамматический строй предложения.

Задание № 3

Сложные задания, позволяющие выявить уровень сформированности регулятивных и коммуникативных УУД.

Цель: выявить сформированность умения определять тему текста и его основную мысль, умения понимать и обобщать полученную информацию, умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, умения строить монологическое высказывание.

Прочитайте текст (знаки препинания в тексте не расставлены)

1.Я вскочил на ноги бессознательно преодолевая чугунную тяжесть сна. 2.В селе звонил набат. 3.Колокол висел на столбе около пожарницы. 4.Он-то и кричал теперь жалостным голоском подражая старому, большому колоколу когда-то висевшему на колокольне.

        5.Одевался я торопливо не попадая в перепутавшиеся штанины.

        6.Я сообразил что на улице грязь и трава  залитая вечерним дождём и выскочил в сандалиях на босу ногу.  7.В темноте по раскидистой грязи бежали люди.8. Не теряя времени на запрягание лошадей на  руках катили  телеги с пожарными машинами.9. В темноте  было видно зарево пожара над соседней деревней.                                                                                              (В.Солоухин)


3.1. Запиши номера предложений с деепричастным оборотом.
Ответ:1, 4, 5, 8 ____________________________________ 
3.2. Определи тему текста

Ответ: пожар_

3.3. Определи стиль текста_

Ответ: художественный

3.4. Определи тип речи

Ответ: повествование

 
Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов – 14.

За каждый верный ответ  и верно названное предложение – 2 балла.

Интерпретация: невыполнение задания говорит о неумении понимать и  обобщать полученную информацию

Задание № 4


Рефлексивная оценка своей работы. Оценка и самооценка выполнения работы (через регулятивные УУД).

Задание 4.1.

Цель: выявить уровень сформированности самооценки у ученика.

Оцените свои ответы.

Какие вопросы понравились больше, какие нет?

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов –2.           

 Интерпретация: отсутствие аргументации может свидетельствовать о низкой мотивации к выполнению заданий.

Задание 4.2..

Цель: выявить уровень сформированности самооценки у ученика.

 Оцените свои ответы.

Какие вопросы вызвали наибольшие затруднения, какие оказались более лёгкими?

Оценка выполнения задания:

Максимальное количество баллов –2.           

 Интерпретация: большое количество ошибок, неполное выполнение заданий или    отсутствие аргументации может свидетельствовать о слабом развитии умения давать самооценку своей работе либо о низкой мотивации к выполнению заданий.

Максимальное количество баллов – 88

 «5» -баллов 80 -88

«4»  — 60 — 79

«3» — 40 — 59

Гороху ударение, как правильно пишется слово гороху

В данном слове ударение падает на слог со второй буквой О — горОху.

А этот кран включает в ванне какую-то штуку, от которой вода начинает пузырится, даже если ты к горо́ху год не подходил. — Терри Пратчетт, Санта-Хрякус

Я не знаю, как говорить с тобою; кажется, à lа Иван Никифорыч: «горо́ху наевшись». — Федор Достоевский, Записки о русской литературе

Просто это выпало нам так в тот день – ни души, в стороне где-то и помахивала тракторная жатка, и здесь тоже люди были не раз, и придут не раз, потому что засеяно было всё, сколько глаз охватывал, и доспевало уже, – где греча, где свёкла, клевер, овёс, и рожь, и горох (того

горо́ху молодого и мы полущили), – а всё же не было никого в тот день, и мы прошли как по священному безмолвному заповеднику. — Александр Солженицын, Рассказы

Ноги беспрестанно путались и цеплялись в длинной траве, пресыщенной горячим солнцем; всюду рябило в глазах от резкого металлического сверкания молодых, красноватых листьев на деревцах; всюду пестрели голубые гроздья журавлиного горо́ху, золотые чашечки куриной слепоты, наполовину лиловые, наполовину желтые цветы Ивана-да-Марьи; кое-где, возле заброшенных дорожек, на которых следы колес обозначались полосами красной мелкой травки, возвышались кучки дров, потемневших от ветра и дождя, сложенные саженями; слабая тень падала от них косыми четвероугольниками, – другой тени не было нигде. — Иван Тургенев, Сборник «Записки охотника»

Ивашка Бровкин (Алешкин отец) привез по санному пути в Преображенское воз мороженой птицы, муки, горо́ху и бочку капусты. — Алексей Толстой, Петр Первый

На текущей странице размещена информация о том, на какой слог правильно ставить ударение в слове гороху. В слове «гороху» ударение следует ставить на слог со второй буквой О — горо́ху. Надеемся, что теперь у вас не будет вопросов, как пишется слово гороху, куда ставить ударение, какое ударение, или где должно стоять ударение в слове гороху, чтобы верно его произносить.

история, виды, полезные свойства и противопоказания.

В этом розовом море соцветий, как тогда, нас опять укачай… Чтоб вокруг – только солнце и ветер, ну, конечно, и ты, иван-чай!

(строчки из песни на музыку Ивана Цаплина и слова Алексея Мальцева)

Про чудодейственное растение кипрей узколистный, которое называется мужским именем «Иван», слагают мифы и легенды. О нем сочиняют стихи и поют песни. Некоторые уверены, что в нем таится мистический смысл. Все это далеко не безосновательно. Что это за легенды о иван-чае расскажем в нашей статье

Русский Иван

  • Одна из самых распространенных легенд о названии этой травы звучит так:

«Жил-был в одном отдаленном ничем не примечательном селении парнишка. Звали его Ваней. Нравилось ему гулять по улицам в красивой яркой красной рубахе. Парень так любил лес, что практически все свое свободное время проводил в лесу, на полянках и опушках. Односельчане часто наблюдали, как среди листьев нет-нет да и мелькнет красноватый цвет, да и приговаривали: «Ну, это ж Иван, чай, ходит!».

К слову, «чай» на Руси было синонимом слова «наверняка».

Лето выдалось урожайным. Народ в полях, на огородах, да на покосе много времени проводил. И уж когда Ванюша пропал, никто из односельчан и не заметил. Да только на опушках леса все чаще стали замечать необыкновенной красоты красные цветочки. Принимал народ эти цветы за привычную всем Ванюшину рубаху, да и вновь начали приговаривать: «Иван, чай, гуляет!» Так и пристало такое имя к этим необыкновенным цветам. Иногда его зовут «Иванов чай».

  • Однако имеет место и другая теория. Что такое «имя» растение получило в Англии, где «Иван» — это собирательный образ русского человека. А в 17 веке такой чай Англия скупала у России тоннами и с удовольствием употребляла во время своих легендарных пятичасовых чаепитий. В современности по-английски иван-чай пишется так «willow-herb».
  • А предприимчивые китайцы пошли еще дальше: они и сейчас закупают у нас тонны кипрея, а потом перепаковывают его у себя, называют «чаем от 100 болезней» (вариантов их названий «нашего» чая тоже предостаточно) и продают … нам же, втридорога . Как вам это нравится?

Иван-чай — история напитка, виды, полезные свойства.

Добрый день, дорогие читатели!


Сегодня мы хотели бы рассказать Вам о самом популярном в России виде травяного чая — это иван-чай или кипрей узколистный. Этот напиток был популярен на Руси задолго до появления китайского чёрного чая, экспортировался в Европу тысячами пудов, но впоследствии был незаслуженно забыт в результате интриг английской Ост-Индской компании, которая из-за популярности иван-чая теряла рынок сбыта чая чёрного индийского. В современной России уже несколько лет растёт интерес к этому вкусному и полезному национальному напитку.

Из чего делают иван-чай?

Что же из себя представляет иван-чай или кипрей? Это многолетнее травянистое растение высотой до двух метров с узкими длинными листьями и пурпурными цветами. растёт кипрей большими полями, часто первым вырастает на местах лесных пожаров, за что получил народное название «Огненная трава» или «Пожар-трава». Цветы кипрея являются отличным медоносом. Произрастает иван-чай на всей территории Северного полушария, в России распространён в полосе хвойных лесов европейской части страны и в Сибири.

История напитка.

Первые упоминания о напитке из листьев кипрея относятся к летописям XII века. Согласно легенде, Александр Невский попробовал его в поселение Копорье (сейчас — Ломоносовский р-н Ленинградской области), где были обширные поля кипрея. После чего напиток стали называть «копорским чаем». Начиная с XV века копорский чай активно экспортируется в Европу и Англию, а также потребляется в огромных количествах в России, причём всеми слоями населения. Триумфальное шествие национального русского напитка по Европе замедлилось, а затем и прекратилось в следствие, как сейчас сказали бы, «чёрного пиара» в отношении иван-чая английской Ост-Индской компанией. Они начали налаживать регулярные поставки чёрного чая из Индии и решили устранить популярного конкурента с рынка. Распускались слухи, что при изготовлении чая русские добавляют в него белую глину, а также другие небылицы. В итоге русский напиток был вытеснен с рынка. А потом в России началась революция, и всем стало не до чая. В современной России нашлись энтузиасты, которые вспомнили о национальном напитке, внедрили современные технологии, и на данный момент производство иван-чая стремительно развивается, предлагая качественный и полезный продукт.

Виды иван-чая.

Неферментированный. Это листья кипрея, не прошедшие ферментацию, а просто высушенные при температуре 20-25 градусов на воздухе в тени. Сушёный лист кипрея обычно используется для составления травяных чаёв и сборов. В чистом виде не обладает ярким вкусом, но полезные свойства иван-чая в нём присутствуют.
Ферментированный. Традиция ферментации кипрейного листа пришла в Россию из Китая в XV веке вместе с поставками китайского чая. В процессе ферментации свежий лист кипрея сначала сминается для выделения сока, затем оставляется на определённое время (вкус и аромат чая зависят от времени ферментации), за которое в чайном листе происходит процесс брожения. Следующим этапом процесс брожения прерывается сушкой при высокой температуре. Сушка проводилась изначально в прогоревшей русской печи, сейчас чаще используются сушильные камеры с контролируемым температурным режимом. На выходе получается крупнолистовой ферментированный лист иван-чай, имеющий яркие вкус и аромат, сохраняющие при этом все полезные свойства растения. В зависимости от размера чайного листа определяется сортность чая. Такой иван-чай может содержать в себе цветы растения, но это не обязательно.

Гранулированный. После проведения ферментации можно перемолоть получившийся продукт и превратить его в гранулы. По аналогии с чёрным чаем, гранулированный иван-чай быстрее заваривается, даёт более насыщенный цвет и вкус настоя, но проигрывает в аромате. Ещё один минус такого чая — невозможность оценки качества сырья, которое производитель пустил на гранулы. Там может быть как мелкая пыль, так и переросшие нижние листья.

С натуральными добавкам. Иван-чай отлично сочетается с другими полезными растениями, которые можно встретить в России. Например, иван-чай с шалфеем и зверобоем можно использовать при лечении и профилактике простуды, в сочетании с мятой и чабрецом способен успокаивать, если смешать иван-чай с саган-дайля, то получится отличный бодрящий напиток. Иван-чай с лесными ягодами поднимет иммунитет.

Полезные свойства и противопоказания иван-чая.

Говоря о полезных свойствах иван-чая, прежде всего стоит упомянуть, что в нём не содержится кофеина, в отличии от чая и кофе. Это позволяет пить иван-чай детям, беременным и кормящим женщинам (конечно, предварительно посоветовавшись с врачом). Народная медицина рекомендует пить иван-чай для лечения и профилактики следующих заболеваний:

  • Головная боль
  • Неврозы, повышенная нервная возбудимость
  • Повышенное артериальное давление, боли в сердце
  • Простудные заболевания
  • Запоры, непроходимость кишечника
  • Проблемы мочеполовой системы у мужчин и женщин
  • Проблемы с кожей и волосами

Противопоказаниями к употреблению иван-чая может быть индивидуальная непереносимость растения (аллергия). Не стоит сочетать иван-чай с успокоительными, жаропонижающими или слабительными средствами, т.к. напиток способен многократно усилить их действие. Не рекомендуется пить иван-чай людям с повышенной свёртываемостью крови. Не стоит пить иван-чай постоянно из-за наличия в составе кумарина, токсически действующего на печень.

Как правильно заваривать и пить иван-чай.

Для заваривания иван-чая рекомендуется использовать фарфоровый или стеклянный чайник. На чайник объёмом 500 мл требуется 2 чайных или 1 столовая ложка ферментированного листа иван-чая. Чайник следует ополоснуть горячей водой, насыпать заварку и залить слегка не доведённой до кипения водой (т.н. стадия «белый ключ»). В идеале следует использовать родниковую воду или хотя бы фильтрованную. Чай желательно настоять 10-15 минут, после чего слегка взболтать чайник, после чего чай готов к употреблению. Не стоит добавлять в иван-чай сахар, лучше пить его «вприкуску» с мёдом, вареньем или сухофруктами. Иван-чай можно употреблять в холодном виде и заваривать повторно.

Надеемся, что эта статья была Вам полезна, и вы заинтересовались этим продуктом. В нашем интернет-магазине Вы можете купить крупнолистовой иван-чай высокого качества как в чистом виде, так и с добавлением различных трав. Пейте Иван-чай и будьте здоровы!

Старая история

Словарь ботаника Н.И. Анненкова приводит более 70 различных наименований этого цветка.

  • Пожарник или огненная травка. Это от того, что именно кипрей раньше всех остальных заселяет пожарища.
  • Скрипун, потому как при попытке вырывания раздается характерный скрип.
  • Дикий лен или дикая конопля. Повсеместно из него делали отличное волокно и ткани.
  • Хлебница или мельничник. Корни растения сушили, размалывали, добавляли в муку и пекли хлеб.
  • Пуховик. Уж слишком много пуха получалось при цветении. А народные умельцы изготавливали из него вату и начиняли подушки.
  • Виноход. Мужики на основе корневища делали неплохой спиртной напиток.

Благодаря множеству вариантов использования в различных областях кипрей и имеет такое огромное количество наименований. Но согласитесь, «иван-чай», звучит как-то по-родному.

Хотите услышать об иван-чае еще что-то интересное? Вот вам 25 фактов об этой чудо-траве, которые вы, возможно, не знаете.

Субкультуры традиционного русского чаепития

Всего в дореволюционной России было пять субкультур чаепития.

Первая — аристократическая, напоминавшая чопорное, английское чаепитие.

Вторая купеческо — помещичья, с самоваром, с разнообразными закусками и сладостями. Подавали к чаю соленые (с мясом, рыбой, творогом, грибами) и сладкие (с ягодами, фруктами) пироги, пряники, ватрушки, бублики. Допускалось добавление в чай спиртных напитков – настоек, наливок, бальзамов. На стол резали ломтиками лимон, подавали сахар, желательно кусковой, варения, свежие фрукты. Частенько такое чаепитие превращалось в способ нарушения строгих правил поста, чай ведь не еда, а 5 чашек чаю с пирожками выпил, да и возрадовался!

Третья субкультура была чем-то средним между аристократической и помещичьей. Мещанское чаепитие проходило в сочетании с разнообразными угощениями и развлечениями. Именно из этих теплых посиделок за самоваром и родился такой жанр как городской романс.

Четвертая — культура чайно-питейных заведений. Чай откушать в России можно было в многочисленных чайных и ресторанах. Самовар и закуски в самых лучших традициях помещичьего чаепития были там непременным атрибутом.

Пятая субкультура была традиционна для народа — рабочего люда и крестьян. Она то и была самой древней. Потому что там пили чай на основе травяных сборов. Экзотический чай, китайский и индийский, беднякам был не по карману. Поэтому заваривали чай на душице, девясиле, зверобое, малине и других травах. Основным компонентом такого чая был иван-чай, иначе копорский чай. Именно этот фито-чай и предпочитали наши предки до поры, пока в 1618 году не привезли в дар царю Московскому Михаилу Федоровичу «китайской травы» от хана монгольского. Но это уже другая история.

Происхождение

С древних времен иван чай произрастает и используется в качестве ритуального и оздоровительного напитка на территории Руси. Массовое производство началось в XVIII веке, когда Россия стала активно сотрудничать с Китаем и активно развивать чайную культуру. Первыми стали выдавать за китайский чай листья кипрея фермеры из села Копорье, собственно с тех пор в обиход вошло название копорский чай. В те годы иван чай смешивали с дорогими сортами китайского чая или же попросту выдавали его за элитный чай.

В 1815 году был издан указ, согласно которому культивация, ипродажа копорского чая на территории Российской империи была строго запрещена. В 1834 указ вошел в основной свод законов империи, а мерами наказания стал штраф и временное закрытие торговой точки. Но несмотря на это к концу 19 века объем фальсифицированного чая очень сильно вырос.

В 1888 году по распоряжению МВД было запрещено под наименованием ‘’чай” продавать растительные смеси, травы и концентраты. За нарушение распоряжения нарушитель нес уголовную ответственность вплоть до 1920 года, когда советские власти посчитали данную статью устаревшей. В наши годы производство Иван Чая сново набирает обороты, но уже в качестве оздоровительного травяного напитка.

Имена существительные

Иноязычные составные фамилии с первой частью Сен- и Сент-, например: Сен-Симон, Сен-Жюст, Сен-Санс, Сент- Бёв.Так же пишутся восточные (тюркские, арабские и т. п.) личные наименования с начальной или конечной составной частью, обозначающей родственные отношения, социальное положение и т. д., например: Ибн-Фадлан, Кёр-оглы, Турсун-заде, Измаил-бей, Осман-паша.

Примечание 1. Составные имена с первой частью дон- пишутся через дефис только в тех случаях, когда вторая, основная часть имени в русском литературном языке отдельно не употребляется, например: Дон- Жуан, Дон-Кихот. Но если слово

дон употребляется в значении «господин», оно пишется раздельно, например: дон Педро, дон Базилио.

Примечание 2. Артикли и частицы, входящие в состав иноязычных фамилий, пишутся отдельно, без дефиса, например: фон Бисмарк, ле Шапелье, де Костер, де Валера, Леонардо да Винчи, Лопе де Вега, Бодуэн де Куртене, фон дер Гольц. Артикли и частицы, без которых фамилии данного типа не употребляются, пишутся через дефис, например: Ван-Дейк.
В русской передаче некоторых иноязычных фамилий артикли и частицы пишутся слитно, хотя в соответствующих языках они пишутся отдельно, например: Лафонтен, Лагарп, Декандоль, Делиль.

Примечание 3. Не соединяются между собой дефисами имена разных категорий, например римские Гай Юлий Цезарь, подобно соответствующим русским имени, отчеству и фамилии.

Примечание 4. Личные имена и фамилии, соединенные с прозвищами, пишутся с последними раздельно, например: Илья Муромец, Всеволод Третий Большое Гнездо, Ванька Каин, Муравьев Вешатель.

Определяемое слово со следующим непосредственно за ним однословным приложением, например: мать-старуха, Маша-резвушка, Аника-воин.

Примечание 1. Между определяемым словом и стоящим перед ним однословный приложением, которое может быть приравнено по значению к прилагательному, дефис не пишется, например:

красавец сынишка.

Примечание 2. Если определяемое слово или приложение само пишется через дефис, то между ними дефис не пишется, например; социал-демократы меньшевики.

Примечание 3. Дефис не пишется также:
 а) в сочетании имени нарицательного со следующий за ним именем собственным, например: город Москва, реки Волга, резвушка Маша;
 б) в сочетания существительных, из которых первое обозначает родовое, а второе видовое понятие, например: птица зяблик, цветок магнолия;
 в) после слов гражданин, товарищ, господин и т. п. в сочетании с существительным, например: гражданин судья, товарищ полковник, господин посол, господин президент
.
О выделении приложения См. правило