Что такое азулежу: Что такое азулежу? Описание, особенности, производство и цена азулежу

Что такое азулежу: Что такое азулежу? Описание, особенности, производство и цена азулежу

Содержание

Что такое азулежу — фотографии португальской плитки

Приезжая в Португалию, встречаешь удивительной красоты здания, облицованные от фундамента до крыши узорчатой плиткой, создающей настоящие картины на самые разные темы. Эта плитка называется «азулежу» и она — настоящее национальное достояние Португалии, которое в таком количестве можно встретить только в этой стране.

[quads id=4]

Фото 1. Что такое «азулежу»

Фото: Азулежу, Португалия

Стены храмов, отделанные азулежу, повествуют о библейских сюжетах и походах крестоносцев на край света. В отделке на вокзалах присутствуют исторические темы. Эта волшебной красоты плитка широко используется в отделке всех зданий, как изнутри, так и снаружи, защищая их от сырости и зноя. Технология изготовления и первые орнаменты азулежу пришли в Португалию из Мавритании в XV веке. Даже само название плитки арабского происхождения.

Как проходит процесс производства? Азулежу расписывается вручную специальными красками по керамике, обжигается в муфельной печи и только после этого приобретает глянцевый блеск.

Португальские мастера превратили роспись азулежу в искусство, создавая настоящие картины на глянцевом блеске плитки. Но Вторая мировая война принесла упадок многим отраслям Португалии, не миновав и изготовление азулежу. Однако строительство метро в Лиссабоне дало второй толчок коммерческого и общественно интереса к азулежу. Каждая станция лиссабонского метро сегодня является уникальным объектом. Особенно красивы и величественны станции, строившиеся в 50-60-х годах прошлого столетия. Это же можно сказать и о московском метро, кстати.

Используется азулежу и в современной португальской архитектуре, ее гармонией, формами и новаторством можно полюбоваться в Парке Наций — стильном районе Лиссабона.

А мы предлагаем вам отправиться на фото-экскурсию, чтобы оценить те образцы португальской плитки азулежу, которые нам удалось собрать на сайте. Будет красиво!

Фото 2. Азулежу на фасадах Порту

Фото: Азулежу, Португалия

Для тех, кто мечтает ближе познакомиться с азулежу, Порту — настоящий музей на открытом воздухе. Все центральные фасады города облицованы плиткой цвета неба. Это красиво!

Фото 3. Смотровая площадка Лиссабона

Фото: Азулежу, Португалия

Роскошная смотровая площадка, с которой открывается вид на столицу Португалии, также украшена плиткой азулежу. В Португалии вообще, если долго не видишь азулежу, начинаешь волноваться — все ли по плану?

Фото 4. Религиозные мотивы азулежу

Фото: Азулежу, Португалия

Картины из португальской плитки азулежу украшают в основном фасады дворцов и соборов. Для жилых домов используются образцы попроще.

[quads id=5]

Фото 5. Жилые дома в Португалии

Фото: Азулежу, Португалия

Так выглядят жилые дома в Португалии. Как видите, плитка азулежу на месте. Отметим только, что на фото — это старые районы Лиссабона. В спальных кварталах, такое, конечно, не встретишь.

Фото 6. Старый город Лиссабона

Фото: Азулежу, Португалия

А это отреставрированные трущобы Лиссабона, старый город. На фасадах использована азулежу современного происхождения. Но тоже невероятно красиво! Весь центр Лиссабона находится под охраной ЮНЕСКО, поэтому никакая самодеятельность не допускается — должна быть азулежу, значит будет.

Фото 7. Ж/д вокзал города Порту и азулежу

Железнодорожный вокзал Порту считается настоящий шедевром, плитка азулежу там повсюду. На вокзал экскурсоводы приводят туристов, чтобы полюбоваться картинами на стенах. Фантастическое место — обязательно включите его в список must see в Порту!

Фото 8. Картины азулежу на вокзале Порту

Фото: Азулежу, Португалия

Картины азулежу на вокзале Порту чуть ближе. Красота, правда?

Фото 9. Улицы и площади Порту

Фото: Азулежу, Португалия

А это вполне себе рядовое здание на одной из улиц Порту. Как они могли обойтись без азулежу? Никак, в этой стране это нереально!

Фото 10. Португальская плитка азулежу

Фото: Азулежу, Португалия

Давайте еще раз полюбуемся на старинную португальскую плитку азулежу. Кстати, чтобы увидеть и оценить ее, необязательно ехать в Португалию (хотя и желательно). Но в России есть место, где также была использована эта голубая плитка. К 850-летнему юбилею Москвы, Португалия подарила столице панно португальской художницы Грасы Мораиш, и сегодня каждый желающий может увидеть его на станции метро «Белорусская».

Так что будете в Москве — не забудьте полюбоваться на картину.

Португалия, Лиссабон. Здесь человек счастлив

Прогуливаясь по улочкам Лиссабона, можно бесконечно долго любоваться сказочной отделкой домов из керамической плитки. Где-то — это табличка с названием улицы, где-то — масштабное панно, а где-то — целые дома с красивым узором по всему фасаду. Конечно же, все это — азулежу (azulejo) — знаменитая керамическая плитка, без которой невозможно представить португальскую архитектуру.

Эта необыкновенная плитка буквально преследует повсюду, ведь узнаваемые узоры уже давно распространились на весь португальский быт. Одежда, аксессуары, сувениры, упаковки продуктов, этикетки вин — во всем без труда угадывается Португалия.


История азулежу

«Azul» по-португальски означает «синий». Это слово произошло от названия минерала Lápis-lazúli, известного нам как лазурит. «Lápis» с латинского означает «камень». Это же слово в португальском языке обозначает «карандаш», причем в единственном и множественном числе. А слово «lazúli» происходит от длинной цепочки заимствований латинский-арабский-персидский — в значении «синий камень» — вплоть до индийского санскрита, где оно означало «кольцо» или «жизнь короля».

«Азулежу» произошло от арабского azzelij (в источниках упоминаются разные транскрипции — al zuleycha, al zuléija, al zulaiju, al zulaco), означающего «маленький отполированный камень».

Изначально керамическая плитка использовалась для облицовки стен на Востоке. В XIV-м веке мавры завезли эту традицию на Пиренейский полуостров. Развиваются местные фабрики, и уже в XV-м веке плитка попадает в Португалию из испанской Севильи. Самые ранние образцы можно увидеть в Национальном дворце Синтры (Palácio Nacional de Sintra).

Керамическая плитка используется не только в качестве украшения, но и для практических целей. Зимой, когда на улице дожди и крайне высокая влажность, азулежу защищает от сырости, а летом — от жары.


Первые образцы азулежу имели рельефную поверхность с бороздками и канавками. Так предотвращалось смешение красок. Использовалось как правило четыре цвета, и в основе лежал геометрический рисунок. Цвета получали из оксидов различных металлов: кобальт (синий), медь (зеленый), марганец (коричневый и черный), железо (красный) и олово (белый). В это время еще нет стандартов относительно размеров плитки. Так что встречаются различные варианты со стороной в пределах 13,5-14,5 сантиметров.

В конце XV-го века у итальянцев была перенята техника под название «майолика» (maiolica). Гравюры наполняют сюжеты из античных мифов и сказаний, а плитка становится более красочной.

Далее на изменение техники оказывает влияние импорт из Голландии, где, в свою очередь вдохновились пришедшим в Европу по морскому пути китайским фарфором, раскрашенным в бело-синие цвета.

Португальская знать охотно делала заказы на панно новейших модных тонов на исторические темы. Местные мастера быстро освоили голландскую технику, и производство азулежу приобретает массовый характер. Теперь внутренние стены многих домов, монастырей и дворцов покрылись керамической плиткой.


Азулежу завоевывает многих местных художников. Например известный португальский мастер Франсишку ды Матуш (Francisco de Matos) украсил капеллу São Roque в одноименной церкви.

В период восстановления Лиссабона после разрушительного землетрясения 1755-го года, министр Маркеш ды Помбал (Marquês de Pombal) выводит производство плитки на новый уровень. Он признал керамическую плитку не только весьма красивой с эстетической точки зрения, но и весьма дешевой в качестве материала оформления фасадов. Открываются новые фабрики, а спрос на азулежу существенно возрастает. Район Baixa покрывается фасадами в новом стиле.

Местные жители выкладывают изображения святых над входом в дом. Они должны были защитить их жилища от новых природных катаклизмов.


В XIX-м веке изготовление азулежу приобрело поистине промышленные масштабы. Теперь в Португалии сложно найти дом, в котором не было знаменитого украшения. Несмотря на то, что азулежу – это всего лишь керамическая плитка размером 14х14 сантиметров, португальцы превратили её в настоящее произведение искусства и собственную гордость.


Азулежу сегодня

Новую жизнь в развитие искусства азулежу вдохнули заказы на отделку интерьеров метро после окончания Второй Мировой войны. Весьма значимый вклад внесла Мария Кейл (Maria Keil), которая на протяжении 25-и лет занималась оформлением почти двух десятков станций лиссабонского метрополитена.

В столице Португалии, в старинном здании конвента монастыря Богоматери (Igreja do Convento da Madre de Deus), специально для изучения португальской техники росписи керамической плитки, в 1980-м году открылся музей азулежу.

Здесь можно узнать не только об истории азулежу, посмотреть старинные и современные образцы, но и посетить мастеркласс по росписи португальской плитки. Особенно среди экспонатов выделяется гигантское азулежу производства 1730-го года, изображающее панораму Лиссабона до землетрясения.

Изразцами местные жители украшают интерьеры домов, на плитках пишут названия улиц, магазинов, кафе. Иногда настоящие шедевры можно увидеть в абсолютно обыденной обстановке. Это вызывает двоякое чувство у путешественника, но не у жителя полуострова.


Конечно же, современное португальское искусство неразрывно связано с азулежу. Например в октябре 2016-го года известный уличный художник André Saraiva подарил городу уникальную стену-панно из азулежу. Француз португальского происхождения разрисовал 53 тысячи плиток, а длина стены составила 170 метров. Полюбоваться им можно на Campo de Santa Clara:

На протяжении истории изготовление плитки подвергалось влиянию разных стилей вплоть до модерна и стилей XX-го века. Однако вечной классикой считается техника изготовления азулежу XVIII-го века — кобальтовый синий рисунок на белом фоне. После обжига в печи краска становится особенно насыщенной. И, конечно же, чем старее плитка, тем она ценнее. Поэтому в Лиссабоне есть «любители» нажиться на краже старинных образцов.


Настоящие художественные уникальные произведения из азулежу в Лиссабоне вы встретите в огромном количестве. Например, здание бывшей пивной фабрики «Fábrica da Trindade», известное под именем «Casa do Ferreira das Tabuletas». Фасад здания украшен мозаичным панно на масонскую тематику из азулежу ручной работы мастера Луиша Ферреира. Рядом находится ресторан «Cervejaria Trindade», где интерьер выдержан в аналогичном стиле.

Также нельзя пройти мимо бывшего здания одной из столичных фабрик азулежу — «Fábrica de Cerâmica da Viúva Lamego» на Intendente. В 1930-х года производство переехало в районе Palma de Baixo, а в 1992-м году — в Синтру, район Abrunheira.

Для того, чтобы по-настоящему оценить красоту неповторимых португальских фасадов, интерьеров, сувениров и всего многообразия азулежу, нужно чуть-чуть проникнуть историей этой маленькой, но гордой страны. И обязательно купить плиточку в качестве сувенира!

До встречи в стране культа керамической плитки 😊

Читайте также

Что такое азулежу, и как это используется в интерьере

Это статья станет полезна всем, кто стремится создать уникальный интерьер в своем доме или просто стать знатоком дел дизайнерских. Ведь азулежу можно смело назвать жемчужиной отделочных материалов и даже – наследием мировой культуры. Дизайнеры студии La Primavera расскажу вам, что такое азулежу и как использовать эту плитку в современном интерьере.

Как появилась плитка Азулежу

Португальскую глиняную плиточку Азулежу невозможно не узнать. Она имеет свои характерные особенности: красивая роспись, обжиг, а также качественно глазурованная поверхность, которая не просто бросается в глаза, но надолго вбивается в память. Кстати, на языке оригинала, то есть на португальском «азульежу» (ударение на слоге «ле») произносится как «азульехо», но в России этот вариант названия практически не распространен. Но самое первое название звучало как «зульяйдж», и появилась глазурованная плитка в Испании и Португалии благодаря арабам. Ведь родиной облицовочной плитки является Восток, хотя старинные образцы азульежу можно увидеть в старинных монастырях Португалии: глазурованным кафелем украшались стены дворца в Синтре и монастыря Консейан. По словам экспертов, им более 500 лет и относятся они к XV веку.

Как развивался дизайн плиток азулежу

Самые первые образцы азулежу, как это свойственно восточной культуре, имели рельефную поверхность, которая складывалась в звездообразные рисунки. Но португальцы, как поистине жизнерадостный народ, внесли свои изменения, и со временем орнаменты начали приобретать более натуралистичные картины, а иногда на них появлялись даже изображения людей. XVI век обозначился влиянием Италии на оформление азулежу, и на плитках появились сюжеты из древнеримских мифов. Техника росписи также претерпела некоторые изменения: поверхность плитка стала плоской, а перед покрытием краской ее покрывали цинковой глазурью.

Популярность азулежу достигла своего пика в XIX веке – тогда плитка стала достоянием массового потребителя и очень широко стала применяться для облицовки стен в храмах и дворцах. Вскоре ею уже декорировали жилые здания и ступеньки городских лестниц. До сих пор на улочках Лиссабона можно увидеть подобный декор.

Как используется азулежу в современном интерьере

Сегодня производители керамической плитки создают уникальные образцы с использованием дизайна азулежу, напоминающие португальский оригинал. Эта плитка – не просто материал для отделки, а колоритное и оригинальное дополнение к любому интерьеру, которое привносит особый штрих и новизну в оформление комнаты.

Кстати, всем известный пэчворк заимствовал некоторые элементы из того же азулежу. Несмотря на свою яркость, эта плитка очень красиво смотрится в интерьере. Также можно создавать более оригинальные композиции в сочетании с обычной белой плиткой.

Азулежу можно использовать не только для отделки стен, но на полу, потолке и в мебельных фасадах она смотрится не менее прекрасно. Еще более выигрышно будет смотреться акцентная стена, выложенная это яркой плиточкой. Одним словом, если вы хотите украсить свой интерьер чем-то новым, свежим и колоритным, плитка азулежу станет достойным вариантом для выбора. Ее можно использовать как в обычных квартирах и домах, так и в кафе и ресторанах – тогда ваш интерьер точно будет выделяться на фоне других.

Сохраните себе полезную статью,
чтоб не потерять

Азулежу: португальская голубая плитка с вековой историей — Статьи — Вещи

Азулежу не просто плитка, а кандидат на статус всемирного наследия

Нет, наверное, на земле такой страны, которая бы не имела своего архитектурного символа. В Египте — это пирамиды, в Китае — Великая Китайская стена, во Франции — Эйфелева башня, Тадж Махал в Индии, а Португалии… В Португалии — азульехо. Правда, азульехо не строение, а всего лишь облицовочная плитка, но зато самая знаменитая в мире. А если вы с ней еще не знакомы, то милости просим — прочитайте нашу статью.

Немного об истории азульехо


В статье Серия «Наследие» от Бока ду Лобо — прошлое, сохраненное в современном искусстве мы уже упоминали об этой глазурованной голубой плитке и говорили о том, что она стала символом Португалии. Первое упоминание о ней датируется еще 13 веком, во времена, когда Испания вторглась в земли, принадлежащие арабам. Хотя многие историки считают, что к арабам плитка пришла из Африки.


Земли были благополучно присоединены к Испании и Португалии, а голубая плитка, которую арабы использовали для облицовки своих дворцов, настолько пришлась по душе португальцам (в частности, королю Мануэлю I), что они приняли ее в свою культуру и стали применять для покрытия больших пустующих площадей на домах, церквях, дворцах и даже лестницах.

Первоначально эта плитка имела довольно простой рисунок. Это был обычный рисунок с геометрическими фигурами — треугольники, арабские звезды, ромбы, овалы… Но после того как Мануэль I, так сказать, узаконил статус плитки как культурного достояния, португальцы стали заменять простой рисунок на более декоративный.

Рисунки стали не просто рисунками, а произведениями — картинами, рассказывающими о жизни, истории, религии и культуре португальского народа.

В 16-17 веках плитка уже использовалась для украшения не только фасадов зданий и церквей, но и для их внутренней отделки, постепенно вытесняя и заменяя собой ткани. Птицы и листья часто были символами, которые использовались как украшение, возможно, вдохновленное азиатскими тканями.

Рисунок азульехо менялся в такт времени. Жизнерадостный португальский народ ввел свои правила в украшение плитки. Например, в 16 веке мода на восточный рисунок изменилась под влиянием античной Италии, и в изображениях появились сюжеты из мифов.

Изменилась и сама техника нанесения рисунка. Если раньше рисунок наносился рельефно, то теперь краску наносили на плоскую поверхность плитки, покрытую цинком.

Но после землетрясения 1755 года, когда был полностью уничтожен Лиссабон, произошла смена стиля в архитектурном строительстве (переход от португальской готики к стилям помбейна), которая также повлияла на азульехо. Плитка стала менять цвет. Вернее, не менять, а к голубому добавились песочный, зеленый, красный цвета.

Но все-таки голубой и белый до сих пор остаются преобладающими цветами. Считается, что они символизируют в истории Португалии «эпоху открытий». Эпоху морских плаваний, когда Португалия была «царицей морей».

Современное использование азулежу

Сегодня в Португалии плитка столь же популярна, как и много веков назад. Ею украшены не только жилые дома, церкви и дворцы, но и метрополитен, железнодорожные вокзалы, бары, рестораны. Азулежу используют не только в городах, но и в селах.

Плиткой облицовывают скамейки, пляжные ограждения, беседки…

Плитку даже используют для современного уличного искусства, оформляя им целые улицы.

Британскими дизайнерами ландшафтов из студии Cityscapers была разработана специальная плитка для оформления веранд и небольших садов за домом. Португальская плитка замечательно сочетается с зеленой растительностью и деревянным полом и стенами.

Азульехо в современном интерьере

Плитку применяют и для украшения современных интерьеров. Современные плитки азулежу мало чем отличаются от традиционных. Эта яркая двухцветная плитка не просто декоративный отделочный материал для ванной или кухни, но удивительно красочное дополнение к дизайну интерьера.


Очень модная сегодня в Европе «плетеная» плитка — отголосок все того же азулежу. Она прекрасно смотрится как для самостоятельного оформления, так и в комбинации с простой белой плиткой.

Азулежу отлично смотрится не только на стенах, но и на полу и на лестнице.

«Фартук» на кухне, оформленный такой плиткой, выглядит очень стильно. Даже если швы немного потрескаются, она все равно будет смотреться изумительно, ведь на то она и азульехо — плитка с многовековой историей.

В ванной комнате плитка используется для оформления душевой зоны.

Как используют красоту плитки в современные дизайнеры


Известный дизайнер интерьера Ласаро Роса Виолан (Lázaro Rosa Violan) перенесла красоту бело-голубой плитки на свою новую коллекцию мебели. Обивка кресел и оформление столов отражает цветочный рисунок и соответствует облицованному плиткой полу и роскошным голубым светильникам, оформленным в проекте Chez Coco в Барселоне.

А дизайнер интерьеров Андреа Шумахер (Andrea Schumacher) придумал удивительный интерьерный набор для спальни — скамейки и драпированные шторы в стиле азулежу.

Кортиледжо

Португальская компания Rui Matias объединила рисунок азульехо с пробковой напольной плиткой и создало кортиледжо — особый продукт, включающий в себя эти два самых привлекательных материала.

Ковры и камины


Португальская плитка вдохновляет и на создание дизайна для других предметов домашнего декора. И ковер Two six Tiles является доказательством тому.


А дизайнер Александра Англе (Alexandra Angle) придумала и создала удивительно красивый камин, облицованный керамической плиткой азульехо. Этот камин, вне сомнения, главное украшение гостиной.

Азулежу — национальное достояние и гордость Португалии. Сегодня эта плитка популярна не только в своей «альма-матер», но и в Европе и за ее пределами. Теперь и вы, познакомившись с этой плиткой поближе и оценив ее красоту, возможно, захотите украсить ею свой интерьер.

Старинные изразцы азулежу в современной Португалии — туроператор «Лузитана Сол»

Приятным на слух словом азулежу (порт. azulejo) португальцы называют расписные глиняные изразцы, которыми с XV века они украшают свои дома. Иногда можно услышать и другое произношение — азулейжос, но сути это не меняет. Самые важные отличительные черты плитки азулежу — квадратная форма и традиционный размер 14 см х14 см.

История появления азулежу в Португалии

Часто можно услышать, что азулежу попал в Португалию из Мавритании, но это не совсем не так. Сначала маленькие полированные камешки зилидж (араб. zulaycha, zuleija) арабы завезли на территорию современной Испании. Было это еще до начала XV века. Испанцы называли плиточки «асулехос», а немного позже португальцы также стали использовать керамические плиточки, дав им свое название — азулежу.

Где и для чего используется керамическая плитка

Украшение керамической плиткой свидетельствовало об обеспеченности владельцев зданий, подчеркивало их высоких статус. В своеобразной мавританской архитектуре плитки использовались для облицовки:

  • оштукатуренных стен и потолков помещений во дворцах и храмах,
  • фасадов богатых жилых и нежилых зданий,
  • внутренних двориков при дворцах и поместьях,
  • бассейнов у богатых господ.

Плитки служили не только украшением интерьеров и фасадов зданий, но и обеспечивали защиту стенам, ведь благодаря обжигу и специальному глазурованному покрытию они были устойчивыми к разрушающему воздействию окружающей среды. Например, в Королевском дворце в Синтре в хорошем состоянии сохранились изразцы XV века, сделанные в Севилье.

Своеобразие португальских плиток азулежу

В XVI веке португальцы несколько изменили технологию изготовления керамических плиток, позаимствовав у итальянцев технику майолики: краску стали наносить на покрытую цинковой глазурью поверхность.

В арабских странах из плиток составляли, как правило, геометрические рисунки, поскольку ислам не поощрял изображения людей, а в Португалии довольно быстро изменилось смысловое оформление рисунков. К традиционным мусульманским звездам добавились новые орнаменты, стали воспроизводиться натуралистические мотивы живописи.

Со времен мавританской династии Меринидов были популярными три основных цвета: синий, зеленый и желтый. В начале XVII века также стали изготавливать плитки с использованием красных красок.

С середины XVII века заметно голландское влияние, поскольку поток разнообразных товаров из этой страны увеличивался с каждым годом. В моду вошло контрастное сочетание белого цвета и кобальтовой сини. Все чаще для оформления стали использовать жанровые композиции.

Азулежу второй половины XVIII века вновь становится полихромным, но предпочтение теперь отдается нежным оттенкам. Плитки того времени можно рассмотреть во дворце Келуш.

Популяризация азулежу

С середины XIX века керамические плитки стали доступны не только богачам, но и другим португальцам. Случилось это благодаря началу массового промышленного производства. С тех пор изразцами стали украшать частные дома, вокзалы и другие общественные строения.

В 1980 году в Лиссабоне, в здании монастыря Матери Божьей XVI века, был открыт музей керамики. Там можно познакомиться с историей развития азулежу с древних времен до наших дней, а также увидеть интересные экспонаты, среди которых отдельного внимания заслуживает сорокаметровая панорама Лиссабона. Она была создана в 1730 году и не пострадала во время разрушительного землетрясения 1755 года, поэтому можно увидеть столицу Португалии в ее старом варианте.

Наша компания организует поездки на фабрику азулежу на полуостров Сетубал, где проводятся мастер классы. В магазинчике продаются разные варианты плитки, в том числе можно купить настенные панно с композициями разной тематики, подставки под горячее и другие полезные в быту сувениры.

историческая ценность в современном интерьере

Мировая культура насыщена образцами лучших произведений, когда-либо созданных человеком. Одним из таких «сокровищ» является традиционная плитка «Азулежу», которая в подлинном виде сохранилась до наших дней на улицах городов Испании и Португалии.

Следует отдать должное этим красивейшим, уникальным в своем роде, изразцам, и постараться сохранить подобные традиции в декорировании, используя мотивы Азулежу в дизайне интерьеров где, к слову, выглядит такая плитка весьма органично и колоритно.

Истоки возникновения и особенности плитки Азулежу

 

Азулежу (с уд. на слоге «ле»), или азулейжос (порт. Azulejo), а также, азульехо – это название португальских изразцов, по традиции представляющих собой расписанные глиняные плитки, чаще всего, квадратной формы, обожженные и глазурованные, размером 14х14 см.

Исконно маленькие керамические изразцы изготавливали на древнем Востоке и применяли в качестве облицовочного материала для стен. В Испанию и Португалию глазурованный кафель (зуляйдж) привезли Арабы, где его стали именовать «асулехос» и «азулежу» соответственно.

Старинные азулежу находятся в Португалии в Королевском дворце в Синтре, и монастыре Консейсан в Беже. Плитки относятся к XV веку, с рельефной поверхностью, перегородками и канавками, которые препятствовали смешению красок. Узоры плиток, изначально, состояли из звезд, согласно арабской традиции, а уже потом орнаменты стали разнообразнее, и даже появились натуралистичные изображения, в том числе, людей.

Начиная с XVI века азулежу позаимствовали технику, во время которой краски наносят на плоскую поверхность, вскрытую цинковой глазурью. Также, из Италии пришла новая тематика, к примеру, сцены из античных мифов. Немного позже художники стали покрывать изразцы контрастными красками – кобальтовой синью и белой, а продолжалась такая тенденция вплоть до эпохи рококо, когда плитки украшали узорами в нежных тонах.

Всенародную любовь Азулежу получили к середине 19 века, когда производство изразцов стало массовым. С тех пор и начали декорировать внутренние и внешние поверхности стен не только в церквях и во дворцах, но и обыкновенных зданий на улицах городов, к примеру, Лиссабона.

Мотивы Азулежу в интерьере

Блестящие плитки с живописным орнаментом – это прекрасный выбор для поклонников ярких эклектичных интерьеров с особенным шармом. При этом, вовсе не обязательно стремиться к использованию идеальных копий азулежу, но достаточно лишь взять за основу их особенности.

Модная тенденция облицовывать кухонный фартук плиткой в стиле печворк – это отголосок знаменитых азулежу. Поверхность, покрытая глазурованными фрагментами с орнаментом ярких цветов или двухцветным, сочетается как с лаконичными, так и декоративно украшенными фасадами кухонной мебели.

Следуя традиции азулежу, можно облицевать не только рабочую зону кухни, но и целые участки стен в ней, а также, потолок, пол или дверные и оконные проемы

 

2

1

В жилой комнате

Изразцы, примененные в пространстве жилой комнаты, например, спальни, гостиной, в детской, не в пример обычной плитке, помогут создать живописный фон для мебели или стать акцентным панно, своеобразным и весьма непривычным в таких помещениях.

— В спальне облицевать плитками в стиле азулежу можно стену за изголовьем кровати, вход в гардеробную или даже промежуток между окнами.

— В гостиной азулежу следует покрыть портал камина, так как здесь изразцы – органично впишутся в интерьер даже самой современной комнаты.

— В коридоре, либо прихожей, плитками с орнаментом лучше выделить пол или же потолок – он станет главным декоративным элементом проходного помещения.

1

В интерьере санузла керамическая плитка используется постоянно, но зачастую ее внешний вид довольно сдержан и, по правде говоря, вызывает скуку. Но если вместо обыкновенных плиток выбрать для облицовки имитацию изразцов по мотивам азулежу, то ванная комната превратится в красивое, оригинально оформленное пространство, в котором вы будете чувствовать себя особенно комфортно.

Эстетика и неповторимый внешний вид санузла гарантирует использование ярких калейдоскопических изображений на плитках небольшого размера.

1

Плитка в стиле «азулежу»

Изразцы создавали в очень многих странах Востока и Европы более тысячи лет тому назад. В России в XVII-XVIII веках подобными изразцами украшали детали фасадов домов. Но в большинстве стран кустарное или полуфабричное изготовление изразцов вытеснено заводским производством облицовочной плитки. Одна из немногих стран, сохранивших и поддерживающих искусство создания изразцов в стиле «азулежу» – Португалия. В этой стране есть даже выставка азулежу, где экспонируются образцы, созданные в стране на протяжении последних пяти веков, и где в полной мере можно оценить этапы развития этого искусства. Например, в XVIII-XIX веках на португальской плитке практически невозможно было встретить изображения людей. А если взять лучшие образцы XV века, то центральная роль на них отведена именно человеку.

Среди изразцов есть выдающиеся работы некоторых мастеров, полностью посвятивших себя их созданию. Португальцы не являются родоначальниками изразцов азулежу, но по массовости этого направления, безусловно, лидирует. В каждую историческую эпоху находились художники, создававшие произведения искусства, служившие эталоном, и уже массовое производство по мере возможности подтягивалось к этому уровню. Несомненно, в отдельные моменты наблюдались спады, но в целом можно отчетливо проследить непрерывное движение в сторону совершенствования не только техники, но и эстетического уровня. В настоящее время азулежу – неотъемлемая часть современной португальской архитектуры. И можно уверенно заявить, что если пройтись по любому португальскому городу, двух одинаковых изразцов не найти.

На постсоветском пространстве ярким представителем ручной росписи керамической плитки можно назвать художницу из Казани – Флеру Даминову. Случайно увидев документальный фильм о Португалии, ее поразила самобытность и красота фасадов жилых домов и общественных зданий, облицованных изразцами азулежу в сине-голубой гамме. С тех пор этому виду искусства Флера уделяет большую часть своего времени.

«Чтобы в полной мере освоить эту технику, я подняла много литературы, много читала, смотрела, училась и за прошедшие пять лет я нашла свои ориентиры в творчестве, – пишет о себе Флера Даминова. Теперь я рисую то, что мне нравится самой, украшает интерьеры и радует глаз моих заказчиков!»

Похожие статьи

Определение Azulejo от Merriam-Webster

азу · ле · жо | \ ˌÄ-sü-ˈlā- (ˌ) hō , -zü-, -thü- \

: глазурованная керамическая плитка обычно синего цвета, родом из Португалии и Испании.

Краткая история красивых плиток азулежу Португалии

Марта Феррейра / © Culture Trip

Когда кто-то упоминает Португалию, на ум приходят несколько вещей: портвейн, Лиссабон, морепродукты, серфинг и… азулежу! Даже посетители, не знакомые с этим термином, могут мысленно увидеть образы этих глазурованных керамических плиток.Эти прекрасные плитки, глубоко укоренившиеся в истории и культуре Португалии, хранятся в бесчисленном множестве.

Azulejos датируются 13 веком, когда мавры вторглись на земли, которые сейчас принадлежат Испании и Португалии, но закрепились в португальской культуре между 16 и 17 веками. Слово azulejo происходит от арабского корня, что означает «маленький полированный камень». Первоначально это были довольно простые конструкции, вырезанные в геометрические формы в нейтральных тонах.

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

Марта Феррейра / | © Culture Trip

Только когда король Португалии Мануэль I посетил Севилью и вернул идею о том, что Португалия действительно приняла это произведение искусства в свою культуру. Плитка использовалась для покрытия больших участков глухой стены, которые были обычным явлением внутри зданий в готический период.

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

Марта Феррейра / | © Culture Trip

Антиквариат azulejos был оформлен в простой цветовой гамме, в которой преобладали синие и белые тона.Считается, что эти цвета возникли под влиянием эпохи открытий (15-18 века) и считались модными в то время. Остальные цвета были желтыми (иногда золотыми) и зелеными.

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

После их введения королем Мануэлем I простые геометрические формы были заменены более изысканными украшениями. Для португальцев было (и остается) типичным рассказывать истории о своей истории, религии и культуре с помощью этих декоративных средств; вскоре они стали произведениями общественного искусства.

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

Марта Феррейра / | © Culture Trip

Посещая церковь или собор в Португалии, посетители должны уделять не меньше внимания изменениям, чем внутренним и внешним стенам. Многие из них украшены азулежу вместо ткани, что соответствует стилю, зародившемуся в 16 веке. Птицы и листья часто использовались в качестве украшений, возможно, вдохновленных азиатскими тканями.

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

Марта Феррейра / | © Culture Trip

После землетрясения 1755 года (разрушившего большую часть Лиссабона) в столице произошел переход от мануэлинской архитектуры (португальско-готический стиль) к стилям помбалин, что также повлияло на использование азулежу .

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

За последние несколько столетий использование азулежу резко возросло. Сегодня часто можно увидеть, как они украшают церкви, монастыри, рестораны, бары, железнодорожные станции и станции метро, ​​дворцы и обычные дома. Также они широко используются во внутренней отделке.

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

Сегодня азулежу являются доминантой в каждом португальском городе, а также их можно увидеть в деревнях.Помимо общественных зданий и частных домов, они используются в качестве уличных знаков, для украшения общественных скамеек и вдоль стен пляжей.

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

Марта Феррейра / | © Культурная поездка

Azulejos: Визуальное искусство Португалии

Голубая глазурованная керамическая плитка или azulejos повсюду в Португалии.Они украшают извилистые улочки столицы Лиссабона. Они покрывают стены вокзалов, ресторанов, баров, общественные фрески, фонтаны, церкви и алтарные фасады. Azulejos можно увидеть на парковых скамейках и мощеных тротуарах или украшать фасады зданий и домов в городах и муниципалитетах по всей стране.

Традиционное изразцовое искусство рассказывает истории гордого мореплавания Португалии, изображая мореплавателей и знаменитые корабли под названием «Каравелла » .Более современное искусство плитки может показывать животных, таких как тигры и слоны — композиции, вдохновленные восточными узорами 17 века н.э. — или современные геометрические выражения португальской художницы Марии Кейл (1914-2012 гг. 1950-е гг.

Общественный памятник в Португалии

Ким Мартинс (CC BY-NC-SA)

Характерный синий цвет azulejos может заставить вас подумать, что это слово происходит от azul (португальское слово, обозначающее синий).Но azulejos происходит от арабского термина, обозначающего небольшой гладкий полированный камень — aljulej или azulej — и это превратилось в azulejo на португальском языке (произносится как ah-zoo-le-zhoo ).

Плитка — это не просто декоративное искусство; он формирует визуальный исторический отчет о Португалии. Итак, давайте совершим экскурсию по национальному музею плитки и познакомимся с историей португальской керамической плитки.

Посещение Национального музея азулежу

Чтобы по-настоящему оценить прекрасное изразцовое искусство Португалии, стоит потратить время на посещение национального музея плитки Лиссабона (Museu Nacional do Azulejo).В музее хранится керамическое искусство Португалии 15 века н.э., и посетители узнают, как декоративный язык azulejos прослеживает культурную самобытность страны и эволюцию методов, которые использовались при создании azulejos .

Использование глазурованной и декоративной керамической плитки зародилось не в Португалии, а восходит к древней Ассирии и Вавилону.

Музей расположен в районе Хабрегас в Лиссабоне и занимает три этажа монастыря Мадре-де-Деус, основанного в 1509 г. н.э. доной Леонор де Визеу (1458-1525 гг.), Вдовой короля Жуана II (г.1481-1495 гг. Н. Э.). Золотой и позолоченный интерьер связан с реставрацией, которая произошла после Великого Лиссабонского землетрясения 1755 года н.э., которое частично разрушило монастырь.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей по электронной почте!

Исторический снимок

Использование глазурованной и декоративной керамической плитки зародилось не в Португалии, а восходит к древней Ассирии и Вавилону и показывает нам, что древний мир был наполнен цветом. На стенах древних ассирийских дворцов были обнаружены украшенные изразцы и кирпичи.Великие ворота Иштар, стоявшие у входа в Вавилон, являются, пожалуй, самым известным образцом древнего изразцового искусства. Вавилонский царь Навуходоносор II (годы правления 605 / 604-562 до н.э.) приказал построить ворота ок. 575 г. до н.э., и на нем изображены львы, молодые быки ( зубров, ) и драконы ( sirrush ) на ярком кобальтово-синем фоне, покрытом глазурью.

Великие ворота Иштар

Риктор Нортон (CC BY-NC-SA)

В Древнем Египте фараон Джосер (ок.2670 г. до н.э.), который был первым царем Третьей династии Египта, погребальная камера в Ступенчатой ​​пирамиде Джосера в Саккаре была покрыта синими фаянсовыми плитками с желтыми линиями для стеблей папируса.

Свинцовое остекление было известно римлянам, которые впервые применили эту технику в I веке до нашей эры. Однако греко-римский мир предпочитал мозаичную технику, которая была создана путем вставки tesserae — небольших кусочков камня или стекла — в замысловатые узоры на полах и стенах в общественных зданиях, частных домах и храмах.Они также украшали поверхности, рисуя по мокрой известковой штукатурке (так называемая техника фрески) и применяя внутреннюю или внешнюю штукатурку для создания рельефных эффектов (так называемая лепнина).

Мавры принесли исламскую мозаику и изразцовое искусство на Пиренейский полуостров в 8 веке нашей эры.

В странах, где процветала исламская культура, настенная плитка с геометрическим орнаментом стала важным аспектом плиточного искусства и религиозного выражения. Исламские гончары разработали глянцевую плитку для использования во дворцах, мечетях и святынях, что придало этим зданиям характерную переливчатую отделку.

Возможно, самый ранний образец исламского орнамента из плитки можно увидеть в мечети Купол Скалы (Куббат ас-Сахра), расположенной на Храмовой горе в Иерусалиме. Она была возведена мусульманским халифом Абд эль-Маликом в 688-691 гг. Н.э., но Сулейман Великолепный (1520-1566 гг.) Отвечал за реконструкцию мечети и замену внешней мозаики мерцающей плиткой.

Мечеть Султана Ахмеда в Стамбуле, Турция, известна как Голубая мечеть, потому что ее интерьер покрывают более 20 000 ярких синих и белых плиток Изник.Изник ​​был турецким центром производства плитки и керамики для Османской империи в конце 15 века нашей эры.

Мечеть Купола Скалы

Годо13 (CC BY-NC-SA)

Вы можете спросить, почему древний мир казался насыщенным синим цветом, и это потому, что полудрагоценный камень лазурит (что означает «камень неба») ценился в древности за свой королевский синий оттенок и был считается, что он связан со знанием, проницательностью и магическими способностями.

Исламское и итальянское влияние

Мавры принесли исламское искусство мозаики и плитки на Пиренейский полуостров в 8 веке нашей эры, и именно здесь начинается наша история.

Король Португалии Мануэль I (годы правления 1495-1521 гг. Н. Э.) Посетил Севилью и дворец Альгамбра в Гранаде и был поражен керамической плиткой с исламским геометрическим узором, которую он увидел. Король Мануэль был одним из самых богатых монархов христианского мира благодаря португальской эпохе открытий (начало 15 — середина 17 века н.э.).Он импортировал азулежу из Севильи и украсил Арабскую комнату в своем дворце в Синтре (Palácio Nacional de Sintra). Испанские мусульманские геометрические узоры, используемые в этой комнате, называются « мудехар», «», а этот период оформления плитки известен как испано-мавританский стиль.

Arab Room Tiles, Sintra Palace

Alvesgaspar (CC BY-NC-SA)

Дворец в Синтре остался практически нетронутым после землетрясения 1755 года, разрушившего большую часть города.Если вы посетите национальный музей плитки, вам также следует совершить экскурсию по дворцу в Синтре (примерно в 25 км или 15 м к северу от Лиссабона).

Изюминкой Национального музея до азулежу является 1300 традиционных сине-белых панорамных панно под названием «Великий вид на Лиссабон». Расположенный на верхнем этаже, он имеет длину 23 метра (75 футов) и был изготовлен испанским художником по кафелю Габриэлем дель Барко (ок. 1649–1701 гг. Н. Э.) В 1700 г. н. Э. Это одна из немногих сохранившихся визуальных записей городского пейзажа до разрушительного землетрясения.

Португальская керамическая плитка

Pedro Ribeiro Simões (CC BY-NC-SA)

Но, пожалуй, самым захватывающим примером португальского плиточного искусства является полихромное панно, известное как Nossa Senhora da Vida (Богоматерь жизни), расположенное на первом этаже музея. Это старейший в Португалии азулежу и важный образец португальского производства плитки 16 века н.э.

Первый маркиз Помбал (1699-1782 гг.) Руководил реконструкцией Лиссабона.

После Реконкисты , когда испанские и португальские территории на Пиренейском полуострове были возвращены из-под контроля мусульман, португальцы могли свободно разработать свой собственный стиль раскрашенных вручную азулежу . Художники по плитке больше не были связаны исламским законом, запрещавшим изображение человеческих фигур, и теперь они могли рисовать животных и людей, исторические и культурные события, религиозные образы, цветы, фрукты и птиц.

К середине 16 века н.э. итальянские и фламандские мастера поселились в Лиссабоне, привлеченные процветающим искусством плитки и возможностями работы с новыми техниками.Одной из этих техник была итальянская майолика , которая позволяла рисовать прямо на плитке и изображать более сложный спектр рисунков, таких как фигуративные темы и исторические истории. Носса-Сеньора-да-Вида — великолепный пример влияния майолики года года и влияния эпохи Возрождения (переход от средневековья к современности, произошедший с 14 по 17 век н.э.).

Retábulo de Nossa Senhora da Vida

Google Arts & Culture (Public Domain)

Панель 1580 CE состоит из 1 498 azulejos , окрашенных в trompe l’oeil (стиль рисования, призванный создать убедительную иллюзию реальности).Это ранний и выдающийся пример португальской религиозной иконографии, включающий изображения поклонения пастухов и Иоанна Богослова (ок. 15 — ок. 100 г. н. Э.). Синие и белые квадраты создают иллюзорную глубину, в то время как зеленые, желтые и синие раскрашенные фигуры и узоры имитируют раскрашенную доску с золотой позолоченной рамкой. Прямоугольник в верхнем люнете указывает на то, что в здании azulejo когда-то было окно (изначально это была ретроградная стена в церкви Санто-Андре в Лиссабоне).

Португальский стиль

Первый маркиз Помбала, Себастьян Жозе де Карвалью и Мело (1699-1782 гг.) Руководил реконструкцией Лиссабона, и архитектурная керамическая плитка стала следовать так называемому стилю Помбалино. Керамическая плитка, известная как azulejos pombalinos , переместилась с внутренней части церквей и зданий на внешнюю, покрывая общественные и религиозные памятники, дворцы, стены лестниц, дома, рестораны и сады. Azulejos pombalinos также считались эффективным и недорогим строительным решением.

До этого момента церковь и знать заказывали декоративную керамику, но мы начинаем видеть демократизацию плитки из-за ее широкого использования в городском строительстве и реконструкции города. Чтобы удовлетворить спрос, в районе Рато в Лиссабоне открылась фабрика по производству плитки Real Fábrica de Louça, а в 1715 году н.э. был последний импорт керамической плитки из-за рубежа.

Лестница, выложенная синей и белой плиткой

Ким Мартинс (CC BY-NC-SA)

Внешняя экспансия Португалии, начавшаяся в начале 14 века н.э., привела к встрече многих культур, и азулежу отражали чувство экзотики, включая слонов, обезьян и коренные народы из колоний и территорий, таких как Бразилия.Индийский печатный текстиль с изображением индуистских символов и символов природы стал модным в период с 1650 по 1680 год нашей эры, особенно композиция под названием aves e ramagens («птицы и ветви»).

«Охота на леопарда» (1650–1675 гг. Н. Э.), Представленная в музее, включает в себя темы заморских завоеваний Португалии и европейские культурные традиции. Полихромное панно из фаянса , доставленное в музей из Quinta de Santo António da Cadriceira в Торреш-Ведраш (примерно в 50 км или 30 милях к северу от Лиссабона), изображает самку леопарда, на которую охотятся коренные жители, увенчанная перьями.

Панно «Свадьба цыпленка» (1660–1667 гг. Н.э.) демонстрирует творческий талант португальских мастеров 17 века н.э., но также показывает, как заказанные азулежу часто распространяли социальную сатиру или политические послания. На этой большой панели курица перемещается в карете, которую сопровождает кортеж обезьян, играющих на музыкальных инструментах. Белье (по-французски «Уловка обезьяны») — это название, данное визуальному образу, в котором модно одетые обезьяны демонстрируют человеческое поведение, и он возник как отдельный жанр в 16 веке нашей эры.

Куриное свадебное панно

Педро Рибейро Симойнс (CC BY-NC-SA)

Панель находится в музее, и гид может сказать вам, что обезьяны часто связаны с сатирой и что «Куриную свадьбу» можно интерпретировать как политический комментарий Испании и ее сторонников во время Войны за восстановление (1640–1668 гг. Н. Э.). который положил конец 60-летней двойной монархии в Португалии и Испании под властью испанских Габсбургов и установил новую правящую династию Португалии: Дом Браганса.

К началу 18 века н.э. португальские мастера по изготовлению плитки попали под влияние китайского фарфорового дизайна династии Мин (1368-1644 гг. видели сегодня по всей Португалии.

Движения барокко (ок. 1600-1750 гг. Н. Э.) И рококо (ок. 1700-1800 гг.) Привели к созданию уникального для Португалии стиля azulejos figuras de convite или фигурок приглашения.Это были богато украшенные фигуры в натуральную величину, обычно хорошо одетых дворян или женщин, и они были прикреплены к стенам лестниц и у входов во дворцы, чтобы приветствовать или приглашать гостей внутрь. Они установили прямой зрительный контакт с людьми, и можно только представить, какое удивление получили гости, наткнувшись на одну из этих фигур. Фигурки-приглашения были новшеством дизайна для португальцев, потому что они были контурами или вырезами, а не традиционной квадратной композицией плитки.

Приглашение Рисунок

ralmonline alm (CC BY-NC-SA)

После заигрывания с декоративными украшениями и часто мрачными темами в течение 17 и 18 веков н.э., образцы azulejos 19 века н.э. удовлетворили вкусы только что появившейся буржуазии (социальный порядок, в котором доминировало общество). называется средним классом).Буржуазия хотела, чтобы azulejos отражала их социальный успех и статус, а эмигранты nouveau-riche , вернувшиеся из Бразилии, принесли с собой тенденцию украшать фасады своих домов керамической плиткой, чтобы сохранить прохладу в интерьере и снизить внешний шум . В результате произошел переход от больших панелей к более мелким и более изящно выполненным azulejos .

Индустриализация ввела новые методы, такие как метод трансферной печати на синем и белом или полихромные азулежу, , хотя ручная роспись плитки оставалась популярной.Массовое производство означало, что плитки можно было производить с меньшими затратами и предлагать большее разнообразие стилизованных рисунков, от традиционных рисунков до зарубежной адаптации.

В период модерна (ок. 1890-1910 гг. Н. Э.) Фасады были украшены плавными изогнутыми линиями цветов, растений, виноградных лоз, листьев, насекомых и животных, которые были типичными для движения модерн. Культурная элита, однако, начала рассматривать плиточное искусство как старомодное и отвергала его как предназначенное для масс.

Португальская керамическая плитка в стиле модерн

Kim Martins (CC BY-NC-SA)

К началу 20-го века нашей эры искусство керамической плитки вышло из моды и оказалось под угрозой исчезновения, но благодаря современным португальским художникам, таким как Мария Келл, в 1950-х годах нашей эры произошло возрождение, когда были построены станции метро и плитка использовалась в фресках как модернистские произведения искусства.

Общественное искусство

Вы можете часами сидеть в музее, просматривая визуальную историю Португалии, комнату за комнатой, но вы также можете прогуляться по любой улице Лиссабона и увидеть азулежу , выдержавших дождь и солнце в течение сотен лет.Часто вы можете увидеть кого-то возле своего дома, убирающего и полирующего azulejos .

Португальская керамическая плитка

Ким Мартинс (CC BY-NC-SA)

Когда вы доберетесь до музея, сядьте в кафе, выпейте galão — португальский кофе, похожий на молочный латте — и вы увидите удивительную панель 18-го века CE azulejo , изображающую свиней и рыб, висящих и ждет, чтобы быть готовым к приготовлению.

Как добраться

Национальный музей азулежу расположен на улице Руа-да-Мадре-де-Деус 4, Лиссабон.Вы можете сесть на автобус 794 от площади Комерсио, и он остановит вас у входа в музей. Или вы можете насладиться 20-минутной прогулкой от станции метро Santa Apolonia, останавливаясь по пути, чтобы посмотреть на улицу azulejos . На сайте музея есть удобная карта.

Музей открыт со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.00, последний вход в 17.30.

Перед визитом вы можете загрузить мобильное приложение, которое предлагает экскурсию по наиболее значительным азулежу на выставке.

А если вы хотите создать свою собственную коллекцию azulejos , вы можете пройти мастер-класс в музее по созданию плитки из фаянса — какой дизайн вы бы сделали?

Перед публикацией эта статья была проверена на предмет точности, надежности и соответствия академическим стандартам.

азулежу — Викисловарь

Английский [править]

Этимология [править]

Заимствовано из испанского azulejo .

Существительное [править]

азулежу ( множественное число азулежу )

  1. Расписная глазурованная керамическая плитка из Испании и Португалии, часто расположенная в форме геометрических узоров.
Переводы [править]

Плитка керамическая оловянная крашенная


Этимология [править]

С испанского azulejo .

Произношение [править]

Существительное [править]

азулежу м ( множественное число азулежу )

  1. синяя плитка (используется на стенах)
    • 2019 28 марта, Пьер Хемме, «En version luxe ou vegan, le kebab risque de perdre son âme», в Le Monde [1] :
      Mignonne petite terrasse, azulecorant lesecorant d. murs, veau de lait и pain maison à base de farines bio: кадры и философия Grillé pourraient le faire passer pour une adresse bistronomique chic de la capitale.
      (пожалуйста, добавьте английский перевод этой цитаты)

Дополнительная литература [править]


португальский [править]

Этимология [править]

Заимствовано с испанского azulejo , с арабского اَلزُّلَيْج (аз-зулайдж, «полированный камень»), образовано как уменьшительное от زُلُج (зулудж, «гладкие камни»)

Произношение [править]

  • (Португалия) IPA (ключ) : / ɐ.zu.ˈlɐ (j) .ʒu /, /ɐ.zu.ˈlɛ.ʒu/, /ɐ.zu.ˈle.ʒu/
  • Расстановка переносов: a‧zu‧le‧jo

Существительное [править]

азулежу м ( множественное число азулежу )

  1. плитка
Производные термины [править]

Дополнительная литература [править]


испанский [править]

Произношение [править]

  • IPA (ключ) : (Испания) / aθuˈlexo /, [a.θuˈle.xo]
  • IPA (ключ) : (Латинская Америка) / asuˈlexo /, [a.suˈle.xo]

Этимология 1 [править]

из azul .

Прилагательное [править]

azulejo ( женский род azuleja , мужской род множественного числа azulejos , женский род множественного числа azulejas )

  1. синего цвета
    Синоним: azulado

Этимология 2 [править]

От андалузского арабского الزُّلَيْجَة (аззулайджа), от арабского اَلزُّلَيْج (аз-зулайдж, «полированный камень»), образованное как уменьшительное от زُلُج (зулудж, «гладкие камни»).

Существительное [править]

азулежу м ( множественное число азулежу )

  1. плитка (настенная или напольная)
    Синоним: baldosa
  2. овсянка индиго, Passerina cyanea
  3. василек, Centaurea cyanus
    Синоним: aciano
Производные термины [править]
Потомки [править]

Этимология 3 [править]

См. Этимологию соответствующей формы леммы.

Глагол [править]

азулежу

  1. Первое лицо единственного числа ( лет ) представляет ориентировочную форму azulejar .

Дополнительная литература [править]

10 фактов, которые вы не знали о португальских плитках азулежу

Когда мы говорим о Португалии, на ум приходят несколько вещей: фаду и наша португальская гитара, треска и сардины и, конечно же, плитки под названием «азулежу». Тесно связанные с нашей культурой, по всей стране разбросаны прекрасные предметы любого размера и формы.

Несмотря на то, что это неоспоримый символ Португалии, многое еще остается неизвестным об этом древнем искусстве. Вот несколько интересных фактов об этом ремесленном искусстве, чтобы дополнить ваши общие знания.

1. Слово azulejo происходит от арабского слова «аззелидж», что в основном означает «маленький полированный камень», используемого мусульманами для создания мозаики. Значение остается примерно таким же, поскольку мы рассматриваем azulejo как керамическую деталь, как правило, квадратной формы, где одна из сторон покрыта глазурью.

2 . azulejos вошли в жизнь португальцев в 1498 году, когда король Мануэль посетил Севилью в Испании, когда король Мануэль I нанес визит в Севилью и был восхищен сияющими плитками вокруг города. Он решил привезти это яркое искусство в Португалию и использовал его для украшения стен своего замка: Национального дворца Синтры.

3. Знаете ли вы, почему плитки обычно белые и синие? С тех пор, как Европа начала свои торговые отношения с Азией, европейцы были очарованы элегантностью и тонкостью китайского фарфора.Его было сложно производить, потому что в нем использовался ингредиент, которого в то время не было в Европе, и он стал очень редким предметом роскоши и символом богатства для местных жителей. В семнадцатом веке, пытаясь скопировать его, голландцы начали изготавливать плитку в тех же синих и белых тонах, что и китайский фарфор. Плитка так понравилась португальцам, что из Нидерландов был заказан массовый импорт для украшения португальских зданий.

4 . Обеспокоенные огромным объемом импорта из-за границы, португальцы создали замечательное движение в истории плиток азулежу и в Португалии, « Ciclo dos Mestres» (цикл мастеров ).Они начинают нанимать известных художников для оформления работ в этом формате и начинают производство в больших масштабах. Именно в это время мастера по плитке, наконец, обретают статус «художников», создавая оригинальные произведения и подписывая свои работы.

5 . Плитка сегодня используется в основном из эстетических соображений, но изначально это не было их основным назначением: их водонепроницаемая застекленная поверхность помогает защитить стены дома от сырости и низких температур. Поэтому они использовались во влажных помещениях, таких как ванные комнаты и кухни, из-за их низкой стоимости и долговечности.

6. Плитка — самая старая форма «комиксов» в Португалии. Иногда даже с подписями ниже церкви использовали их как способ рассказывать истории о святых и описывать библейские моменты, поскольку книги были привилегией, к которой немногие имели доступ.

8. Sant’Anna — старейшая фабрика по производству плитки в Португалии, и она все еще работает! Будучи способным противостоять сильному землетрясению Лиссабона в 1755 году, он существует в городе с 1741 года и до сих пор использует старинные ручные технологии.Сегодня более 90% его продукции отправляется за границу.

8 . После сильного лиссабонского землетрясения город остался в руинах, а затем был «захвачен» черепицей. При реконструкции города вместо заказа оригинальных произведений искусства использовалась плитка с повторяющимися геометрическими узорами, чтобы работа была максимально быстрой и дешевой. Эти плитки стали известны как «Помбалинос», что явно указывает на маркиза де Помбала, человека, который в основном отвечал за реконструкцию города.

9. Плитки менялись со временем и с каждым архитектурным стилем, поэтому каждый рассказывает свою историю. Как мы можем их интерпретировать? Например, более старые плитки в мавританском стиле часто имеют преувеличенное плетение и сложные геометрические узоры, характерные для типичных мавританских хорроров вакуи. Если мы посмотрим на плитку в готическом стиле, царят фигуры животных и природы. В эпоху Возрождения, зародившуюся во Флоренции, начали ценить симметрию и пропорции, а дизайн был наделен большой деликатностью.Если мы посмотрим на период барокко, плитки начали обрабатывать все более театрально и пышно, изображая сцены из периода португальских открытий и повседневной жизни, аллегории и библейские эпизоды.

10 . Поскольку они не уникальны для нашего региона, они используются во многих странах мира, таких как Испания, Италия, Турция и Марокко. Тем не менее, Португалия является мировой столицей плитки по особой причине: плитка непрерывно используется на наших фасадах и зданиях более 500 лет.Он выдержал испытание временем и по сей день остается важным средством художественного выражения.

Узнайте о прекрасном искусстве португальской плитки

Фото: Stock Photos from Tupungato / Shutterstock

Если вы когда-нибудь были или видели фотографии великолепных городов Португалии, то наверняка замечали изящно расписанную плитку, украшающую фасады зданий. Эти светящиеся и завораживающие украшения называются azulejos , и они являются одной из самых отличительных черт городской португальской архитектуры и дизайна .Украшая как внешний вид, так и интерьер многих зданий, они служат функциональным и красивым дополнением к ландшафту каждого города.

Хотя азулежу возникли не в Португалии, именно там ремесло по-настоящему расцвело и живо до сих пор. Исходя из чисто декоративной функции, плитка превратилась в самостоятельную форму искусства. И поскольку они адаптировались и развивались там на протяжении веков, они стали одним из самых знаковых аспектов истории, архитектуры и культуры страны.

Фото: Фото Андрея Некрасова / Shutterstock

Истоки Азулежу в Европе

Хотя первая известная глазурованная плитка возникла в регионах Египта и Месопотамии в 27 веке до нашей эры, только в 13 веке нашей эры эта техника была представлена ​​на Пиренейском полуострове маврами с Ближнего Востока. Изначально это ремесло было разработано для имитации византийской и римской мозаики, и именно по этой причине плитки называются азулежу — слово, производное от арабского слова «зеллиге», что означает полированный камень.Некоторые из самых ранних производств плитки в Европе начались в Севилье, Испания, где плитки были глазурованы и разрезаны на более мелкие части, а затем снова собраны, чтобы сформировать геометрические узоры.

Португальский король Мануэль I влюбился в эту технику после визита в Севилью в 1503 году, а позже он представил это ремесло своей родной стране. Азулежу широко использовались в Национальном дворце Синтры — недалеко от Лиссабона — и оттуда португальская любовь к азулежу только росла. Это было настолько сильно, что они даже переняли мавританскую традицию horror vacui (или страх пустого места) и начали полностью покрывать стены глазурованной плиткой.

Использование азулежу в Португалии с годами резко эволюционировало, и каждый регион страны разработал свой собственный уникальный и характерный способ остекления и использования плитки. Хотя азулежу пришла в Европу в первую очередь как ремесленная дисциплина, в Португалии она превратилась в самостоятельную форму высокого искусства.

Интерьер Национального дворца Синтры (Фото: Stock Photos from Sopotnicki / Shutterstock)

Эволюция португальской плитки

В период с начала до середины 16 века португальцы в основном полагались на иностранный импорт плитки из Севильи на юге и в меньших масштабах из Антверпена на севере.Именно в это время гончары из Италии основали мастерские в Севилье, и они принесли с собой техники майолики — форму глиняной посуды с оловянным покрытием, которая позволила им представлять более разнообразные и образные предметы и темы в своих композициях из плитки — а также влияние стилей итальянского Возрождения и маньеризма.

Это развитие техники вызвало переход от исключительно повторяющихся узоров к форме художественного творчества, когда плитка была нарисована так, как если бы это была деревянная панель или холст.Следовательно, большинство плиток стали изображать аллегорические и мифологические изображения жизни святых и сцены из Библии, а также сцены охоты. Теперь вместо того, чтобы мастера создавали повторяющиеся узоры с плиткой, художники рисовали их как крупномасштабные панели и подписывали свои имена на творениях.

Монастырские стены собора Порту (Фото: Фото Владимира Коростышевского / Shutterstock)

Во второй половине XVI века азулежу начали использовать для украшения больших пустых пространств, например, в церквях и монастырях, а также в качестве украшения фасада церковных алтарей.Все началось с простых диагональных плиток, которые затем были заменены горизонтальными полихромными плитками — обычно с переплетенными узорами и мотивами цветов и гирлянд — в 17 веке. Эти плитки часто были границей небольших вотивных сцен из жизни Христа или одного из святых. Подобные композиции стали называть «azulejo de tapete» или ковровые композиции из-за вдохновения в богатых цветах и ​​узорах тканей и ковров, импортированных с Востока.

В конце 17 века голландцы начали производить монохромную сине-белую плитку, имитирующую столь желанный стиль китайского фарфора.Этот сорт азулежу стал чрезвычайно популярным среди португальских аристократов, и они начали заказывать их в большом количестве для украшения своих дворцов и церквей. Португальские художники по плитке также начали копировать эту технику, и после того, как король Петр II прекратил весь импорт азулежу с 1687 по 1698 год, они вскоре использовали только плитки, созданные, спроектированные и расписанные португальскими художниками. Сине-белый стиль стал самой доминирующей тенденцией, и это совершенно очевидно по его подавляющему присутствию по всей стране сегодня.

Панно Azulejo в садах дворца Фронтейра в Лиссабоне (Фото: Stock Photos from WorldPhotosadanijs / Shutterstock)

В Португалии конец 17 — начало 18 веков стал известен как «Цикл душ Местрос» или Цикл мастеров, также известный как Золотой век Азулежу. В то время они начали массово производить плитку, во многом благодаря увеличению спроса внутри страны, а также из Бразилии (тогда португальской колонии). Стили и мотивы, используемые в росписи плитки, продолжали меняться, поскольку на них повлияло богато украшенное барокко и более изящные орнаментальные стили рококо.

После разрушений во время великого землетрясения 1755 года и последующей реконструкции Лиссабона использование азулежу стало приобретать более функциональную роль, что привело к возврату к более простым дизайнам и мотивам. Он стал известен как стиль Pombaline — в честь маркиза Помбала, который был назначен ответственным за восстановление.

Фото: Stock Photos from Dace Kundrate / Shutterstock

В XIX и XX веках азулежу продолжали развиваться под влиянием преобладающих художественных течений того времени.В 19 веке возник переход к более сдержанному неоклассическому стилю, который также сопровождался индустриальными методами создания простых стилизованных дизайнов. В 20 веке известные стили ар-нуво и ар-деко начали влиять на стиль португальских азулежу.

В течение 20 века работы нескольких художников вызвали кажущееся возрождение и современное обновление традиционного искусства азулежу. Этот вид искусства расширился от простого украшения фасадов надземных зданий до украшения стен Лиссабонского метрополитена.Нескольким современным художникам 70-х и 80-х годов было поручено создать панели азулежу, украшающие каждую уникальную станцию ​​метро по всему городу.

Фреска Azulejo от Erró на станции метро Oriente, Лиссабон (Фото: Stock Photos from Marina J / Shutterstock)

Азулежу в современном культурном ландшафте Португалии

Сегодня искусство азулежу живо и процветает в Португалии. Есть несколько оригинальных фабрик 17 и 18 веков, которые все еще работают сегодня, копируя традиционные стили прошлых лет, а также создавая новые.И художники продолжают выражать себя в различных формах с помощью этой невероятно универсальной среды.

Чтобы сохранить португальскую историю и наследие этого невероятного искусства, в 1965 году был основан национальный музей Museo do Azulejo ( Национальный музей Azulejo ). Помимо пренебрежения, азулежу страны подпадают под действие нескольких охранных законов, принятых национальным правительством.Есть также много групп защиты и сохранения, которые занимаются вопросом сохранения этой важной части португальского культурного наследия.

Если у вас когда-нибудь будет возможность посетить Португалию, найдите время, чтобы по-настоящему взглянуть на свое окружение и погрузиться в постоянно меняющийся исторический гобелен, сделанный из расписной плитки, который вас окружает. Возможно, даже поучаствуйте в семинаре, чтобы самостоятельно изучить некоторые традиционные техники и забрать готовый продукт домой в качестве сувенира.Многовековая форма искусства — поистине невероятный способ художественного самовыражения, который стал определять дух страны. Это определенно то, что вам нужно увидеть!

Фото: Stock Photos from karnavalfoto / Shutterstock

Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о процессе создания азулежу.

Статьи по теме:

Фотограф сделал более 3200 фотографий, запечатлев яркое разнообразие окон Португалии
7 современных мастеров мозаики, сохраняющие древнюю форму искусства
Фотограф документирует великолепные образцы мозаики и кафельных полов Кубы
Изысканные акварельные картины передают волшебство прогулки по старым европейским городам

Что такое Азулежо | Разнообразие глазурованной и расписной плитки сегодня в нашей статье

Azulejo — расписная глазурованная керамическая плитка, занимающая важнейшее место в португальской культуре, без которой невозможно представить португальскую архитектуру и португальское искусство в целом.В Португалии азулежу повсюду — на фасадах и интерьерах церквей, общественных зданий и жилых домов. Их используют для украшения ступеней лестницы, фонтанов, скамеек, вывески магазинов, названий улиц, станций метро и вокзалов. Глазурованная керамическая плитка прочно вошла в быт португальцев, стала частью их жизни и одним из главных символов Португалии. История португальских азулежу начинается в 15 веке. Однако это искусство уходит корнями в глубину истории.

Португалия керамическая плитка — это глазурованная, окрашенная, обожженная глиняная плитка квадратной формы, размер которой варьируется от 12 см до 14 см. Название «азулежо» (порт. «Азуледжо») имеет арабские корни, так как именно арабы завоевали Пиренейский полуостров в 8 веке и принесли в Европу глазурованную плитку, которая использовалась на Востоке для облицовки стен с древних времен.

Из чего сделаны плитки Azulejo?

Секрет португальской мозаики в стекловидном покрытии, которое отличается своим блеском и придает плитке твердость и влагостойкость.Процесс глазурования осуществляется путем покрытия высохшей глиняной плитки глазурью с последующим обжигом. Добавление в глазурь оксидов металлов позволяет придать изделию особый цвет, который получается при обжиге в печах при высоких температурах.

Из какой культуры сделаны плитки Азулежо?

Интересно, что в Португалии и Испании португальское изразцовое искусство появилось благодаря арабам. Ведь первая облицовочная керамика была изготовлена ​​на Востоке. В Португалии до сих пор сохранились образцы древних азулежу — они украшают стены монастыря Консейсан и дворца в Синтре.Специалисты говорят, что они относятся к 15 веку, то есть этой плитке около 500 лет.

История португальской плитки

Иранский тип глазурованной плитки проник в Европу вместе с арабскими завоевателями, завоевавшими Пиренейский полуостров в VIII веке. Поэтому в основе испанских и португальских азулежу лежит именно иранская традиция производства глазурованной керамической плитки, уходящая своими корнями в искусство Древнего Востока.

Глазурованная керамика становится важнейшим декоративным элементом религиозных построек и дворцов мавританской архитектуры в Испании.Испанская глазурованная плитка из дворца Алькасар в Севилье (XIII век), из дворца Альгамбра в Гранаде (XIII-XIV века) и из часовни Святого Варфоломея в Кордове (XIV век) является яркими примерами использования керамики в украшение помещений мавританской архитектуры.

Пик популярности плитки азулежу пришелся на середину 19 века, когда оригинальная плитка поступила в массовое производство и стала широко использоваться для облицовки стен во дворцах и храмах, а затем и для украшения жилых домов не только изнутри, но и изнутри. снаружи.Также Азулежу часто украшали подступенки городских лестниц. Подобный декор до сих пор можно встретить на улицах Лиссабона.

На португальской земле слово «зуллаге» превратилось в «азулежу». Керамические панели из Королевского дворца в Синтре, датируемые серединой 15 века, считаются самыми первыми азулежу Португалии. Считается, что их изготовили испанские мастера, приехавшие из Севильи. От мусульманской культурной традиции унаследовали растительно-геометрический орнамент и цветовую гамму, в которой в основном использовались четыре цвета, полученные из оксидов металлов: синий (кобальт), зеленый (медь), коричневый (марганец), белый (олово). .

Первые плитки в Лиссабоне, Португалия были изготовлены с использованием техники, называемой в Испании аликатадо. Название техники происходит от испанского слова alicates (щипцы, плоскогубцы). Пока глина была мягкой, керамисты разрезали ее щипцами. Затем из полученных глазурованных обожженных изделий были выложены орнаментальные композиции. Однако эта техника, имитирующая мозаику, была очень трудоемкой.

Поскольку орнамент изразцов изначально не отличался разнообразием и повторялся, стали использовать специальные формы-заготовки из дерева, с помощью которых узор отпечатывался на еще мягкой глине.На поверхности образовывались выступающие бороздки, которые препятствовали смешиванию цвета глазури во время обжига. Так была получена керамическая плитка с тиснением. Эта рельефная плитка является частью декоративного убранства Королевского дворца в Синтре, наряду с плиткой, выполненной в технике «аликатадо».

Португальская сине-белая плитка

В 17 веке в искусстве азулежу произошла еще одна революционная перемена. Под влиянием голландской синей и белой плитки португальские азулежу становятся двухцветными.Во-первых, Португалия покупает необычную плитку у голландцев. Например, в Convento dos Cardais кармелитов в Лиссабоне появилось восемь керамических панно, выполненных в 1680-х годах голландским мастером Яном ван Оортом, на которых изображены сцены из жизни испанской кармелитской монахини XVI века Святой Терезы Авильской.

Португальские мастера, увлеченные делфтской бело-голубой плиткой, сами начинают производить двухцветную керамическую плитку. И вскоре вся Португалия покрывается бело-голубыми керамическими панно.XVII — XVIII вв. — эпоха господства синего рисунка на белом фоне, огромных многофигурных керамических росписей в церковной и светской архитектуре Португалии.

Музей португальской плитки Азулежу

Музей Азулежу расположен в старинном монастырском здании 16 века в церкви Богородицы, построенном королевой Элеонорой Визеу в 1509 году и принадлежащем Ордену Святой Клары.

Поразительно красивая часовня является частью выставки.В нем удивительным образом сочетаются сияющий золотой орнамент с бело-голубой плиткой и резным деревянным потолком.

Само здание представляет собой историческую ценность и представляет особый интерес.

В нынешнем виде музей существует с 1973 года. Однако он начался в 1954 году, когда началась масштабная реставрация монастыря и открытие выставки лиссабонских азулежу и предметов средневекового искусства — картин, мебели, тканей и т. Д.

В конце выставки на основе экспозиции был создан Национальный музей Азулежо.

Понравилась ли Вам эта статья? .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *