Лотос — символ и тайные значения знака
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Лотос — символ чистоты и просветления
Лотос — это цветок, который каждый вечер закрывает лепестки и скрывается в болотной грязной воде, чтобы вернуться ранним утром, как только первые лучи солнца появятся в небе. Он символизирует возрождение, духовную чистоту и умиротворенность жизни в ее красоте и изяществе.
Распуская свой цветок на рассвете, Лотос стал знаком молодости, бессмертия и возобновления жизненных сил. Его лепестки напоминают лучи Солнца, а сам бутон образует круг, как центр мироздания.
Тайное значение знака Лотоса обозначает три этапа духовного развития человека:
- Невежество;
- Преодоление невежества;
- Обретенное понимание, просветление.
В религии буддизма цветок Лотоса часто изображается либо в руке у Будды и его последователей, либо они восседают на нем как на троне.
Лотос является образом творения, первоначального мироздания, возникающего из вод или пустоты.
Значение расцветок священного Лотоса
Расцветки Лотоса имеют разные значения и истолкования.
Белый Лотос
Белый цвет Лотоса принадлежит богине «Белая Тара», которая избавляет от опасностей и дарит долгую жизнь без мучений. Это цвет целительства, который несет удачу.
Красный Лотос
Красный цвет — это чистота сердца. Он символизирует чистоту помыслов в любви и сопереживании.
Голубой Лотос
Голубой цвет Лотоса — это символ победы духовного над чувственным. Он олицетворяет мудрость и большие знания. Голубая эмблема означает скромность и чистоту.
Розовый Лотос
Розовый Лотос — это символ присутствия Божества и ассоциируется с Буддой. В легенде говорится, что при рождении царевича Гаутамы облака на небе разразились необыкновенным лотосовым дождем. И в течение его пребывания на земле везде, где бы он ни прошел, вырастал изящный Лотос огромного размера.
Тайные значения Лотоса
Образ Лотоса часто упоминается в древних книгах духовных практик. Символика цветка различается от количества лепестков:
- 5 лепестков — символ пяти этапов жизни человека: рождение, учение, брак, отдых, смерть;
- 7 лепестков — символ семи планет;
- 8 лепестков — символ вечного забвения;
- 9 лепестков — символ человека;
- 12 лепестков — символ Божества и Вселенной.
В Египте Лотос является символом жизни. Этот священный цветок встречался повсюду: в домах, на одежде, как украшение праздничного стола и брачного ложа. Погребальная церемония должна обязательно включать венок из цветов, как символ воскрешения человека.
Лотос — это возрождение и обретение молодости, подобно тому, как старый Бог умирает, чтобы снова возродиться молодым и полным жизненных сил.
В Китае Лотос — это символ целомудрия и означает духовное совершенство, чистоту и изящество.
Напиток забвения
Геродот в своих сочинениях описал страну, где жители «лотофаги» едят цветы лотоса. Они обладали тайным знанием «напитка забвения». Всякий, кто хоть раз его искушает, навсегда останется на родине цветка. Отвар напрочь стирал память человека о его истинных намерениях на чужой земле и воспоминания о его настоящей родине.
Одиссей, оказавшись на этой земле чуть не потерял своих людей, которые угостились «напитком забвения». Они отказывались возвращаться домой, и Одиссей был вынужден привязать их к скамейкам на палубе корабля.
Историки нашего времени отыскали земли лотофагов. Эим местом оказался тропический остров Джерба, где произрастают несколько видов удивительного и мистического растения под названием лотос.
Храм Лотоса
Символ Лотоса в современных истолкованиях
Мистические свойства Лотоса для наших современников заключаются в способности цветка очищать биоэнергетическое поле вокруг человека от негативных вибраций.
Аура лотоса избавляет от тоски и депрессивных состояний. Причем он вывод из состояния подавленного настроения очень постепенно, что оказывает стабильную ремиссию и не возможность вновь впасть в хандру. Такое щадящее воздействие благотворно влияет на психику человека, давая ему возможность постепенно адаптироваться к реалиям окружающего мира.
Способность изменять человеческое сознание
Цветы Лотоса благотворно влияют на сознание человека, направляя его мусли в сторону духовного развития.
Существует практика, которая называется «лотосотерапия», основанная на сакральных тайнах о могуществе и сильном воздействии на человека этого цветка. Эта практика рекомендована людям, которые не заботятся о духовной стороне своей жизни и полностью сосредоточены на карьере и зарабатывании денег.
«Лотосотерапия» подразумевает либо ношение при себе лепестков растения, либо полчаса наблюдать за ним. Те, кто проделал это упражнение, в один голо заявляют, что сознание действительно меняется. Появляется желание самосовершенствования и духовного развития.
Значение и магические свойства амулета с Лотосом
В магический амулет в виде цветка Лотоса заключена мощная сила, которая ставит барьер от негативных мыслей и конфликтов направленных на Вас.
В восточной практике считается, что цветок в доме очищает помещение от негативной энергии Ша и трансформирует ее в Ци.
Оберег для жилища лучше изготавливать из прозрачного горного хрусталя. Подойдет и бумажный лотос, который можно самостоятельно сделать из белого листа. Изделие, размещенное в доме будет нести спокойствие, избавление от негативных мыслей и способствовать обретению мудрости.
Если оберег из Лотоса расположить в детской комнате, то энергия ребенка будет направляться на развитие творчества и креативности.
Как активировать магические свойства амулетов и оберегов
Чтобы амулет активировать и наделить его магической силой рекомендуется взять его в руку и провести медитацию.
- Закройте глаза;
- Представьте прозрачное озеро полное красивых цветов лотоса;
- Представьте себя сидящем на огромном цветке;
- Чувствуйте тепло т светлую энергию, которая исходит снизу вверх и наполняет каждую клеточку Вашего тела жизненной энергией;
- Теперь представьте как энергия переходит в амулет, который Вы держите в ладошке и он начинает наполняться искрящимся блеском.
Эту медитацию нужно повторять ежедневно в утренние или дневные часы в течение 8 дней. Вечером ее проводить не рекомендуется, так как организм к концу дня устает и ослабевает.
Только такой, заряженный энергией амулет будет оберегать Вас и защищать от негативных воздействий.
Неактивированные амулеты носят как украшение, но никакой силы и защиты своему владельцу они не дают.
«Цветы лотоса — корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти свое спасение»
МЕДИТАЦИЯ «ЦВЕТОК ЛОТОСА»
Падма (символ) — Википедия
Па́дма (санскр. पद्म, padma IAST; лат. Nelumbo nucifera) — один из древнейших и главных священных символов в форме цветка лотоса в Южной и Юго-Восточной Азии. Почитается в индуизме, буддизме и джайнизме. Первоначально цветок лотоса являлся ранней и распространённой эмблемой Солнца. В последующем он стал олицетворять творящие космические силы, а также незапятнанную чистоту и духовное совершенство. Лотос обладает сложной, постепенно складывавшейся символикой. Его почитание зародилось на древнейшей доземледельческой стадии развития общества. Лотос был одним из важных продуктов питания. Его корни, стебли и листья содержат крахмал, жиры, сахар и клетчатку, а из семян получается мука более высокого качества, чем из хлебных злаков
В индуизме лотос выступает одним из атрибутов Вишну, Брахмы, Лакшми, Сарасвати и Куберы. В индийской культуре он символизирует божественную красоту, духовную чистоту. В индуистской литературе и индийской поэзии лотос выступает эталоном красоты. Вишну и Кришна, например, описываются как лотосоокие, а их стопы подобны лотосам. В мифологии индуизма лотос растёт из пупа Вишну, спящего в йога-нидре. Цветок лотоса является одним из ключевых символов в иконографии индуизма. В буддизме цветок лотоса входит в число восьми благоприятных символов
Образ лотоса стал одним из ведущих в изобразительном искусстве, архитектуре, поэзии. С его названием связаны многие имена божественных и иных персонажей, эпических героев, растений, созвездий и т. д. В древних и современных языках известны десятки названий лотоса. В частности, «кумуда» — белый лотос, или водяная лилия, которая, как считается, распускается только при свете Луны, а «пундарика», или «съедобный белый лотос» стал символом Вишну и Будды[3].
Красный лотос является эмблемой современной Индии[4].
Лотос изначально ассоциировался с богом Солнца. Объясняется это тем, что его цветок раскрывается при свете Солнца, а многочисленные лепестки напоминают лучи святила. Лотос участвует во многих космогонических мифах и легендах древней Индии. Он олицетворяет творящее (женское) лоно, является источником божественного принципа и обладает особой сакральной силой. Соотнесенный с женским детородным органом, лотос символизирует творческое начало или матрику (богиню-мать). «Падма» и «камала» — на санскрите синонимы «лотоса» женского лона, мягкого, розового и открытого[5]. Лотос отождествляется с плодородием, процветанием и потомством. Символ находит место в поклонении лотосовым богиням или богиням плодородия в сельских культах. Он также участвует в формировании более сложных мифологических образов, связанных с женским и мужским началами мира
Как священный символ лотос был принят многими великими цивилизациями от Египта до Японии[6]. Символ глубоко внедрился в искусство и архитектуру древнего Востока. Лотос открывается с восходом и закрывается с закатом солнца. В Древнем Египте солнце воспринималось как восходящее из восточного лотоса на рассвете и заходящее в западный лотос на закате[1]. Голубой лотос (лат. Nymphaea caerulea) особенно почитался в Древнем Египте, где его лепестки вымачивались в воде, настаивались в алкоголе или из них делалось эфирное масло для получения сильного омолаживающего и усиливающего половое влечение универсального средства[7].
Лотос и его среда обитания
Падма-пуруша, антропоморфный образ лотосаЛотос, произрастающей в мутной водной трясине, стал символом чистоты и отречения. Он отождествляется с благотворными действиями, совершаемыми без влияния циклов рождения и смерти человеческой души. Лотосовые сиденья или троны, на которых восседают или стоят божества, символизируют их божественное происхождение. Божественные души и существа рождены в безупречности, обладают врождённым совершенством. Лотосовая природа отражает чистоту тела, речи и ума. Хотя божества могут проявляться в ходе кармических циклов, однако они не осквернены и не загрязнены земным миром[8].
Следуя Гопалатапани-упанишаде, лотос представляет собой проявленную вселенную, цветок, который распускается во всей красе в бесформенных и бесконечных водах обусловленности:
В своем сердце я размышляю о материальном мире с его восемью охранителями мира (локапалами) как о распускающемся цветке лотоса, растущего в океане повторяющихся рождений и смертей.
— Гопалатапани-упанишада, глава 2, текст 80
В индуизме лотос ассоциируется с чистотой и саттвой (благостью). Лотос растёт в прибрежной грязи и проходит сквозь толщу воды. Затем он достигает водной поверхности и расцветает. Аналогичным образом духовный искатель поднимается из грязи мирского бытия и, пройдя очищение, достигает праведного поведения (дхармы) и духовного знания (джняны). Таким образом, лотос символизирует просветлённый ум. Вода, из которой растёт лотос, его не касается, точно так же как мирские соблазны, заблуждения и иллюзии, не затрагивают просветлённых существ[9].
В иконографии индуизма и буддизма часто используются орнаменты, розетки, медальоны с изображением лотоса, которые подчёркивают священные аспекты изображаемых существ[5].
Лотос в иконографии божеств
Сурья с лотосами в обеих руках, X—XI век, Бангладеш | Индо-скифская монета с Гаджа-Лакшми (Лакшми со слонами), стоящей на лотосе, I век до н. э. | Брахма сидит на лотосе, произрастающем из пупа Вишну, Камбоджа, VII век | Сарасвати с лотосом, Индия, XIV—XV век | Кубера на лотосном троне, династия Юань, Китай |
Бог солнца Сурья в ведийский период отождествлялся с лотосами. Он держит его цветки в каждой из своих рук, что символизирует путь Солнца по небесам. В индуизме Брахма, бог творения, родился из золотого лотоса, выросшего из пупа Вишну, подобно младенцу, привязанному к материнской пуповине[6]. После слияния образа бога солнца Сурьи с всепроникающим Вишну, последний унаследовал иконографию лотоса. Цветок лотоса стал одним из четырёх главных атрибутов Вишну. Супруга Вишну по имени Лакшми также отождествляется с лотосами, которые она держит в своих руках. Божества восседают на лотосных тронах, опорах, седалищах в виде лотоса. Как атрибут в руках у божеств лотос изображают белым, жёлтым, золотым, синим и чёрным[5].
Белый, или «съедобный лотос» (санскр. pundarika, тиб. pad ma dkar po), — это атрибут Вишну, Брахмы, а также будды Сикхина. Шестнадцатилепестковый белый лотос «утпала» держит в руках Белая Тара. Жёлтый лотос (тиб. pad ma ser po) и золотой лотос (тиб. gser gyi pad ma) в общем известны как «падма», а более распространённый красный или розовый лотос обычно определяется как «камала». Санскритским термином «утпала» обозначают синий, или чёрный «ночной лотос». Однако его транслитерированный тибетский эквивалент (тиб. ut pa la) может быть применим к лотосу любого цвета[5].
Лотосовый трон | Брахма, Вишну и Шива со своими супругами (Сарасвати, Лакшми и Парвати) на лотосах, иллюстрация 1770 года | Альтернативное изображение лотосового трона |
Эпитетами и сравнением с лотосом в священных текстах описывается бог Вишну, у которого цветок лотоса является одним из главных атрибутов. Гимн Вишну-сахасранама или тысяча имён Вишну провозглашает[10]:
Оригинал (санскр.) | Перевод |
---|---|
viśveśvaramajaṁ devaṁ jagataḥ prabhavāpyayam bhajanti ye puṣkarākṣaṁ na te yānti parābhavam na tē yāṁti parābhavam ōṁ nama iti | Он [Вишну] никогда не потерпит неудачу, Он тот, кому возносят молитвы как Господу этой Вселенной. У кого нет рождения, Кто всегда неизменен, Кто сияет и сверкает, и имеет глаза, подобные лотосам. Воспеваем имена. |
Arjuna uvāca padmapatra viśālākṣa padmanābha surōttama bhaktānāmanuraktānāṁ trātā bhava janārdana | Арджуна сказал: о, Господь, у кого глаза как лепестки лотоса, о, Господь, у кого произрастает лотос из живота, о, Господь, который видит всё, о, Господь, повелитель всех богов, Пожалуйста, прояви милость и стань прибежищем всем своим преданным, кто придёт к тебе с любовью. |
В Вишну-сахасранаме перечисляются имена Вишну, образовавшиеся в результате синкретизма и слияния культов ведийских, местных и родовых божеств в единое поклонение Вишну. Тот почитается как всепроникающий и пребывающий в сердцах всех живых существ. Лотосовые эпитеты используются для описания красоты Вишну[10]:
Номер имени | Имя (рус) | Имя (IAST) | Значение |
---|---|---|---|
40 | Пушкаракша | Puṣkarākṣaḥ | Лотосоокий |
48 | Падманабха | Padmanābhaḥ | Тот, из чьего пупка (набхи) произрастает лотос (падма), источник Вселенной |
111 | Пундарикакша | Puṇḍarīkākṣaḥ | Тот, чьи глаза подобны лепесткам лотоса |
344 | Падми | Padmī | Держащий в руке цветок лотоса |
345 | Падма-нибхекшана | Padma-nibhekṣaṇaḥ | Тот, чьи глаза подобны лотосам |
346 | Падманабха | Padma-nābhaḥ | Тот, кто живёт в набхи или в сердце лотоса |
347 | Аравиндакша | Aravindākṣaḥ | Лотосоокий |
348 | Падмагарбха | Padma-garbhaḥ | Тот, кому поклоняются в сердце лотоса |
556 | Пушкаракша | Puṣkarākṣaḥ | Тот, кто сияет подобно свету сознания во время медитации на сердце лотоса |
615 | Свакша | Svakṣaḥ | Тот, чьи глаза (акша) красивы как цветы лотоса |
844 | Свасья | Svāsyaḥ | Тот, чьё лицо красиво и красновато подобно сердцевине лотоса |
Цветок лотоса входит в число восьми благоприятных символов (санскр. astamangala; тиб. bkra shis rtags brgyad). К ним относятся белый зонт, пара золотых рыб, сосуд сокровищ, лотос, белая раковина, бесконечный узел, победоносное знамя и золотое колесо. В китайском буддизме восемь благоприятных символов представляют восемь внутренних органов тела Будды. Лотос отождествляется с печенью Будды[2].
Буддийский лотос изображается с четырьмя, восемью, шестнадцатью, тридцатью двумя, шестьдесят четырьмя, сто восемью или тысячу восемью лепестками. Числа символически соотносятся с внутренними лотосами, или чакрами тонкого тела, и с численными составляющими мандалы[5].
Падмасамбхава или «лотосорождённый» тантрический мастер, принёсший буддизм в Тибет, считается рождённым из чудесного лотоса, расцветшим на озере Дханакоша в западном индийском царстве Уддияна. Лотос как божественная утроба или женское лоно почитается как плодородное начало в буддийской тантре. В буддизме ваджра является синонимом мужского органа. Союз ваджры и лотоса — это символ объединения формы и пустоты, искусных средств и мудрости. На духовном плане союз ваджры и лотоса символизирует проникновение и восхождение психических ветров по центральному каналу тонкого тела, которые пронизывают и открывают «лотосы» каналов-колёс, или чакр[11].
Лотос стал символом Амитабхи, красного будды запада и «Владыки Падма, или лотосового семейства». Качества Амитабхи характеризуются как краснота огня, витальные жидкости, вечерние сумерки, лето и преобразование страсти в различающую осознанность. Пандара почитается как супруга Амитабхи. Её атрибутом также является красный лотос. Главенствующий бодхисаттва Амитабхи — это Падмапани Авалокитешвара, «держатель лотоса» и бодхисаттва великого сострадания[5]. Падмапани, что означает «лотосорукий», держит в руках восьмилепестковый белый лотос как символ его безукоризненной чистоты, любви и сострадания. Как эманации Авалокитешвары, все четырнадцать последовательных воплощений Далай-ламы изображаются с белым лотосом сострадания в своих правых руках. Одна из главных женских бодхисаттв лотосового семейства — это Белая Тара. Атрибут Тары в виде шестнадцатилепесткового лотоса символизирует совершенство всех её качеств и её подобие шестнадцатилетней деве[3].
Большой палец и один из трёх первых пальцев на руке божества или держателя линии тибетского буддизма часто находятся на уровне сердца. Они сложены в жесте дарования учения или прибежища. В пальцах они мягко держат нижнюю часть стебля. Затем стебель изящно поднимается вверх, выпуская листья, по мере того как приближается к цветку на уровне уха божества. Это символизирует подобную нектару передачу Будда-дхармы, которая привлекает учеников, как пчёл, к чистому и необусловленному аромату устных или «прошёптанных на ухо» наставлений. Основной стебель лотоса разделяется на три побега, один из которых заканчивается семенной коробочкой, стебель посередине заканчивается цветком, а третий, с другой стороны, — маленьким, нераскрывшимся бутоном. Эти три стадии созревания представляют будд трёх времён — прошедшего, настоящего и будущего соответственно[12].
Семена лотоса используются в буддистских ритуалах, называемых великими четырьмя ритуалами или активностями тантры. В частности, для мирных ритуалов используются хрусталь, жемчуг, белые семена лотоса, белый коралл, раковина и бусины из слоновой кости. Для ритуалов приумножения и накопления используются чётки из семян дерева бодхи, лотосовых семян, золотые, серебряные и бронзовые бусины[13].
Исходная поза лотосаВ честь лотоса названа поза «падмасана» (санскрит: पद्मासन, padmāsana IAST), одна из основных поз в духовной практике и йоге. В падмасане человек сидит, скрестив ноги, в то время как ступни находятся на противоположных бёдрах. Поза известная с древнейших времён и продолжает использоваться в хатха-йоге и медитациях[14].
Считается, что падмасана способствует ментальному покою и концентрации. Поза позволяет телу быть устойчивым в течение длительного периода времени, благодаря чему используется в медитации. Осанка оказывает давление на нижнюю часть позвоночника, что способствует расслаблению. Дыхание замедляется, снижается мышечная напряжённость и кровяное давление. В комбинации с падмасаной могут используются другие позы йоги[15].
Падмасана стала олицетворять практики в индуизме, буддизме и джайнизме. В ней изображаются божества и основатели традиций. В падмасане сидят Сурья, Вишну и Лакшми, Шива, а также Будда Гаутама и тиртханкары[16].
- ↑ 1 2 Альбедиль, 1996, с. 319.
- ↑ 1 2 Бир, 2013, с. 23.
- ↑ 1 2 Бир, 2013, с. 221.
- ↑ Альбедиль, 1996, с. 320.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Бир, 2013, с. 30.
- ↑ 1 2 Бир, 2013, с. 29.
- ↑ Бир, 2013, с. 222.
- ↑ Бир, 2013, с. 28—29.
- ↑ Pt. Sri Rama Ramanuja. Vaiṣṇava Iconology based on Pañcarātra Āgama (неопр.) (2013).
- ↑ 1 2 Sri Vishnu Sahasaranama Stotram. Sanskrit, Transliteration and English Translation (неопр.). Swami Krishnananda Society (2018).
- ↑ Бир, 2013, с. 29—30.
- ↑ Бир, 2013, с. 220.
- ↑ Бир, 2013, с. 224.
- ↑ Смит, 2006, с. 59.
- ↑ Малиновская и Ткачев, 2017, с. 73.
- ↑ Zimmer, 1952, pp. 209—210.
- на русском языке
- Бир Р. Тибетские буддийские символы. Справочник / Пер. с англ. Л. Бубенковой. — М: Ориенталия, 2013. — 336 с.
- Альбедиль М. Ф. Падма (лотос) // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 319—320.
- Малиновская В. и Ткачев И. Хатха-йога. — Иллюстрированная Энциклопедия. — К.: Виват, 2017.
- Смит Дж. Йога. Большая иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. — М: Эксмо, 2006.
- на других языках
- Dallapiccola A. Dictionary of Hindu Lore and Legend. — New York: Thames & Hudson, 2002.
- Lawlor R. Voices Of The First Day: Awakening in the Aboriginal Dreamtime. — Rochester, Vermont: Inner Traditions International, 1991.
- Sri Gopala-Tapani Upanishad (with the commentaries of Baladeva Vidyabhushana and Vishvanatha Chakravarti)
- Zimmer H. Philosophies of India / Campbell J.. — London: Routledge & Kegan Paul, 1952.
Лотос символ чистоты и просветления
Лотос в руках Будды, «Лотосовая сутра», поза лотоса в йоге, рождённые из лотоса — этот цветок в мифологии и религиях Востока, пожалуй, самый популярный и загадочный. Его образ часто упоминается в древних преданиях и текстах, он использовался и до сих пор используется в религиозных обрядах и духовных практиках.
Обычно растущий в мутной, почти стоячей воде или на болотах, вдали от шумных городов, лотос чист и прекрасен. Каждый вечер он закрывает свой цветок и прячется под воду, а утром появляется снова. Но цветок его всегда остается сухим, излучает чистоту и свежесть. Причина этого — особая структура лепестков и листьев: они могут отталкивать воду и самоочищаться. Поэтому его сравнивают с духом: также как дух не пятнается материей, так и лотос не пачкается илом, из которого растёт, а потому он олицетворяет вечную жизнь, бессмертную природу человека, духовное раскрытие. Лотос также является эмблемой совершенства, поскольку его листья, цветы и плоды образуют круг. Лепестки лотоса напоминают солнечные лучи. Вырастающий среди первозданного хаоса, он символизирует центр мироздания.
Лотос в индуизме
В Древней Индии нашу землю представляли как гигантский лотос, распустившийся на поверхности воды. В Упанишадах рассказывается, что когда творец и хранитель мира Вишну отдыхал среди бесформенных первозданных вод, из его пупка вырос божественный гигантский лотос. В нём родился Брахма, создающий миры, от которого и образовалась наша Вселенная. Брахма в обычной иконографии изображается либо стоящим, либо сидящим на лотосовом троне.
С лотосом связана и супруга Вишну — Лакшми, богиня счастья, богатства и красоты. Согласно одному из мифов, когда боги и асуры пахтали океан, из него с лотосом в руках вышла Лакшми. По другим представлениям, Лакшми возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса; отсюда её имена Падма или Камала («лотосная»).
Трон в виде лотоса – атрибут большинства индуистских и наиболее почитаемых буддийских божеств. В Древней Индии в лотосе усматривали образ творческой силы, символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку по поверхности океана. Раскрытая чашечка цветка, расположенная посредине, – священная гора Меру, которая рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных. Согласно легендам, на вершине горы Меру пребывали небожители и величайшие боги. Среди современных названий гималайских вершин есть также вершина Меру, но в представлении индусов наиболее священной считается гора Кайлаш.
Лотос в буддизме
Розовый индийский лотос является эмблемой Будды Шакьямуни. В преданиях, посвященных его жизни, сообщается о том, что в момент рождения царевича Гаутамы небо разверзлось и разразилось чудесным дождем из лотосов , и всюду, где ступала его нога, вырастал огромный лотос. С тех пор все важные события в его жизни отмечались выпадением лотосового дождя.
Гуру Ринпоче, который распространил буддизм на Тибет (VIII в.), известен в буддийской традиции как Лотосорождённый. Говорится, что в стране Уддияна (Оргьен) на озере Данакоша в лепестках лотоса материализовался человек. В знак этого чудесного события его назвали «рождённый из лотоса» — Падмасамбхава. Гуру Ринпоче был полностью просветлённым, буддой, который появился в этом мире, чтобы помогать всем живым существам.
Одного из учеников Будды Шакьямуни — бодхисаттву Авалокитешвару в одном облике зовут Падмапани («держащий в руках лотос»), причём цветок выступает символом сострадания. В другом облике его зовут Падманартешвара («бог танца с лотосом»), и он несёт красный цветок лотоса. Он является также великим символом познания, которое ведёт из круговорота перерождений. Один из главнейших атрибутов Авалокитешвары — знаменитая шестисложная мантра «Ом мани падме хум» — « О Сокровище в сердцевине лотоса» .
Белый лотос — непременный атрибут мирных буддийских божеств, многие из которых — Белая Тара, Манджушри, Будда Майтрейя и другие — традиционно изображаются стоящими или сидящими на лотосе или с цветком лотоса в руке.
Лотос — одно из восьми сокровищ или благоприятных символов буддизма. Согласно легенде, когда Будда Шакьямуни достиг просветления под деревом Бодхи, божества преподнесли ему восемь благоприятных символов, указывающих на непосредственную связь его учения с жизнью людей. Лотос, рожденный из грязи незапятнанным, олицетворяет собой непривязанность к сансаре, хоть и пребывает в ней.
Современные практики
Образ лотоса напоминает нам о качестве ума — его изначальной светоносной природе, которая присутствует в нас всегда, несмотря на приобретенные силой кармы загрязнения. Для концентрации ума во время медитации, особенно на ранних этапах практики, очень важна правильная поза, которая так и называется «поза лотоса». Выпрямляя спину, скрещивая ноги и складывая руки ладонями вверх, человек действительно становится внешне похож на этот цветок: конечности ассоциируются с лепестками, а прямая как стрела спина — со стеблем.
Позе лотоса обучаются йоги. Визуализируя свою энергетическую систему, они представляют чакры (энергетические центры) в виде лотосов разных цветов, с разным количеством лепестков, повернутыми вверх или вниз. Энергетические потоки, проходя через чакры, вырываются вверх через самую главную из них, расположенную в районе темени. Венечная чакра именуется сахасрарой, то есть тысячелепестковым лотосом.
Растение лотос (которое можно встретить в разных странах, в том числе и в России — в основном, в дельте Волги и на Дальнем Востоке), находит и своё практическое применение в жизни людей. Из семян лотоса, вырастающих величиною с орех, делают чётки. Издревле лотосы давали людям и пищу, и лекарство от многих болезней. В традиционной китайской, индийской, вьетнамской, тибетской медицине для приготовления лекарств использовали все части растения. Уникальные свойства лотоса как будто символизируют качества бодхисаттв, которые стремятся принести пользу всем живым существам.
Что символизирует цветок лотоса в разных уголках нашей планеты?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Закройте на минуту глаза. Представьте небольшое озеро, а на нем – сплошь крепкие бутоны нежных белых лепестков, обрамленных розовой окантовкой. Ненавязчивый аромат лотосов едва слышен, но дарит ощущение полного спокойствия и уверенности. Почувствовали?..
Сегодня мы расскажем о том, почему эти удивительные цветы так горячо любимы миллионами людей – разной культуры, разного вероисповедания, разной национальности. Вы узнаете, что символизирует цветок лотоса, как относятся к нему египтяне, а как – японцы, за что его почитают в индуизме, зачем набивают татуировки с его изображением, и самое главное – что он означает в буддизме.
Содержание:
Лотос в культуре разных народов
У берегов Нила
След в индуизме
Японская экзотика
Современная мода
Непременный символ буддизма
Заключение
Лотос в культуре разных народов
Лотосы поразительны сами по себе. Попадая в илистую неплодородную землю, насквозь пропитанную водой, семена могут «спать» десятки лет, а потом взрасти крепким стеблем и вырваться наружу водной глади. Цветки, раскрываясь утром, делают прекрасным любой, даже самый неприметный, водоем, а на закате дня снова прячутся.
Ботаника подарила миру лотос как насыщенный клетчаткой, крахмалом, сахаром злак, из которого нередко пекут хлебобулочные изделия. Он также используется в настойках, обладающих целебными свойствами, для приема внутрь. А приятный запах стал причиной, по которой из цветка изготавливают благовония.
Невероятной красоты бутоны опутаны нитями легенд, мифов и сакральных историй. Они вобрали в себя энергию всех стихий, стали проводником:
- земли;
- воды;
- воздуха;
- огня.
Стебли берут начало из земли, пробираются сквозь воду, лепестки дышат воздухом, и все растение живет ритмом огня – солнца. Так оно связывается с мирозданием.
Многие страны и их культурное наследие по-своему трактуют значение растения, но в одном они единогласны: лотос – символ частоты, красоты и света.
У берегов Нила
В Древнем Египте лотос считался священным цветком, вобравшим в себя силу и энергию солнца. Неудивительно, ведь он неразрывно связан с именами многих древнеегипетских богов.
Считается, что сам бог Солнца – Ра – появился из цветка. Повелитель солнца на своем восходе – Гор – тоже непременно изображается в окружении бутонов. Повелитель плодородия, возродитель жизни Осирис и его прекрасная супруга Исида восседали на тронах, украшенных лотосами, и даже сама легендарная Нефертити любила эти цветы.
Подражая Богам, правители и фараоны украшали лотосной символикой все вокруг: головные уборы, величественные скипетры, гробницы, усыпальницы, ложе новорожденных, золотые монеты, храмы, архитектурные ансамбли. В верховьях Египта изображение пяти раскрытых бутонов стало настоящим символом государства.
Иероглиф, который обозначал этот цветок, стал применяться как числовой знак 1000.
Благодаря юному богу Нефертуму, каждый день пробуждавшемуся из раскрытых лепестков и носившему их на голове, лотос стал знаком плодородия и растительности. В сезон, разливаясь, Нил уносил семена лотоса по всем окрестностям, и для людей это значило, что год будет урожайным.
«Много лотосов – ждать плодородия,» – гласит древнеегипетская поговорка.
Цветок был священным не только для богов и царей, но и для простых людей. Его россыпи можно было встретить буквально везде: на болотах, в домах, на столе, в одежде. Так, невеста плела для себя венок, украшала помещения и даже спальню осыпала лепестками.
Головы гостей украшались похожими лотосными венками, а праздничный стол непременно был украшен свежими бутонами, которые меняли очень часто. Во время праздников вся страна утопала в благоухании этих цветов – в виде гирлянд и букетов они наполняли жилища, храмы, улицы. Они превратились в символ жизненной энергии и торжества молодости.
След в индуизме
Ведическая культура рассматривает лотос как символ жизни. Упанишады представляют нашу планету как безмятежный бутон, раскачивающийся на волнах космического хаоса. Даже многие боги изображаются с этим цветком.
Самый главный бог – Вишну – спал в водоеме, и в его пупке вырос цветок, из которого потом вышел Брахма. С лотосом связана и жена Вишну – Лакшми – она оказалась на берегу, явившись из океана и сжимая в руках прекрасный цветок.
Неспроста Лакшми называют также «Падма» – в переводе с санскрита это значит «лотос».
В индийской традиции чашечка лотоса символизирует рождение и связанный с ним половой орган женщин – йони. Боги в женском обличии в Индии вообще стали «лотосовыми» и изображались по большей части с этим растением, которое подчеркивало плодородие, творение, нежность. Троны многих других божеств тоже щедро украшались россыпями и венками.
Современная Индия запечатлела в своей эмблеме красный лотос. По всей стране разбросаны храмы, именуемые «Лотус Махал», а во времена сиесты по раскаленному воздуху разливается благоухание ароматного лотосного чая.
Японская экзотика
Японцы вторят всему миру, тоже считая лотос священным, удивительным и неповторимым. Он для них – олицетворение чистоты, духовной непорочности и тяги к свету. А еще его любят за уникальный вкус.
Идеальный в срезе корень этого растения – непременный деликатес в весеннем сезонном меню в Японии. Его жарят, тушат, подают под кисло-сладким соусом как отдельное блюдо или в составе суши, салатов, темпуры.
Современная мода
Модным веяниям не чужд и символизм. Фен-шуй только на западе является таковым, в то время как на своей исторической родине он складывался многие годы. Так или иначе, одним из центральных понятий здесь тоже выступает лотос.
Настоящие цветы, статуэтки, изображения цветка пробуждают и умиротворяют духовную энергию пространства, активизируют нужные зоны, уравновешивают две противоположные стороны, инь и ян.
Растение поистине можно назвать необычным. Создавая впечатление нежности, легкости, ранимости, на самом деле оно смело рвется вверх, к солнцу, преодолевая все преграды. Именно поэтому его мотивы используют при оформлении интерьера, одежды и даже используют в тату.
Непременный символ буддизма
Жизнь буддистов неразрывно связана с этим растением, ведь сам Гаутама Будда был как лотос: всегда оставался чистым. Он родился, и на землю опустился густой дождь из цветков. Сиддхартха прошел свои первые шаги, и на месте его следов вырастали бутоны. Сидя и медитируя, он принимал позу, которую назвали так же – поза лотоса.
Именно она помогала сконцентрировать все внимание, поднять энергию и в итоге достичь нирваны. Неспроста Будда везде изображается сидящим на цветке, раскрывающим свою душу. Его рай был садом, «утонувшим» в озерах лотосов, ярких, самых разных.
В буддизме цвет лотоса играет немаловажную роль. В зависимости от палитры меняется культурное значение и покровительствующее божество:
- белый – совершенство, абсолют души. Он связан с Белой Тарой, ее природой и цветом плоти;
- красный – сопереживание, всепоглощающая и сочувственная любовь, страстность. Это своего рода чистота сердца, которая соответствует Авалокитешваре;
- голубой – торжество души над чувством, главенство знаний. Такой цветок ассоциируется с Манжушри – покровителем мудрости;
- розовый – образ высшего божества, указывает на самого Будду.
Тибетское учение рассматривает удивительные бутоны и всю их природу как колесо жизни. В нем сосредоточено прошлое, настоящее и будущее. Закрытый цветок – прошлое, раскрытый бутон – настоящее, плоды с семенами – будущее.
Выходом из колеса Сансары с чередой перерождений должна стать жемчужина, найденная в лотосе – нирвана. Поэтому цветок этот в буддизме является символом просветления.
Заключение
Лотос прекрасен во всем. Он – красота, творение, рождение, плодородие. Он – сама жизнь. Пусть же каждый ваш шаг станет местом рождения нового лотоса.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что статья была вам интересна. Поделитесь ею в социальных сетях, и до скорых встреч!
Что символизирует лотос? — Славянская культура
Цветы лотоса обладают едва ли не самой богатой и универсальной символикой в мире и описаны в большом количестве самых сакральных мифов и легенд. Они известны не только своей утончённой красотой и восхитительным ароматом, но и благодаря целительным свойствам — умиротворяющим дух и исцеляющим тело, дарящим жизненные силы и уверенность, привлекательность и долгую молодость. По сути, лотос — самое священное растение стран Востока, единогласно отождествляющих его со светом, первозданной чистотой, целомудрием и самопознанием.
Причин для такого почитания изысканное дитя Флоры имеет достаточно: зарождаясь в илистом дне, бутон лотоса преодолевает толщу воды и распускается на рассвете под первыми лучами солнца — а на закате снова смыкает лепестки и погружается в тёмную прохладную глубину. Так лотос начал олицетворять Солнце, движение небесных светил, смену дня и ночи. Кроме того, этот цветок символизирует Вселенную, вечность и время — прошлое, настоящее и будущее, — ведь одно и то же растение одновременно имеет семена-орешки, цветы и нераспустившиеся ещё бутоны. Плоды лотоса, попавшие в неплодородную почву, могут проспать полтора столетия, — и затем снова дать жизнь прекрасным цветам. Соединяя в себе стихии земли (дна водоёма), воды, воздуха и огня (солнце), лотос оказывается неразделимо связанным с сотворением мира.
Лотос в Египте
У египтян лотос символизировал солнце, воскрешение, красоту, процветание и плодородие, а так же верховную власть. Ароматный цветок гибкими зелёными стеблями вплёлся в мифологию древней цивилизации, став неотъемлемым атрибутом богов. Бог солнца Ра родился из лотоса, распустившегося на поверности Первоначальной Воды. Его сын, Гор, каждое утро поднимался из цветка лотоса с восходом солнца и в него ложился почивать. Бог плодородия и возрождения жизни Осирис с женой Исидой сидели на тронах из лотосов, и их головы венчали сплетённые из прекрасных цветов головные уборы.
Наследуя своих богов, фараоны украшали свои головы цветами «небесной голубой лилии», носили скипетры в виде цветка лотоса на длинном стебле, и его же лепестками были усыпаны гробницы владык – чтобы они воскресли в загробной жизни. Пять лотосов были эмблемой Верхнего Египта, а бутоны были выгравированы на золотых монетах. Венками из лотоса украшали статуи богов, храмы, головы важных гостей, а на пирах слуги разносили свежие цветы наподобие блюд, и заменяли их свежими при первых признаках увядания. Лотос использовался в египетской архитектуре – на колоннах, в качестве украшения стен. Египтяне даже применяли изображение лотоса как иероглиф, обозначающий число 1000.
Египтянки использовали масло из нильского лотоса в любовной магии: они считали, что капнув им на три главные точки – за ушами и в центре лба – образовывали пирамиду, обращённую вершиной к звёздам, — и это делало их особенно обаятельными. Лотос служил так же оберегом: вдыхая аромат цветка, человек получал его защиту, а если постоянно носил на теле стебель, лист, лепесток или орех лотоса — боги одаривали его благословением, счастьем и безсмертием.
Древнеегипетская поговорка гласит: «Много лотосов на воде — велико будет плодородие». А это было уже вполне земным счастьем египетского народа – ведь из богатых крахмалом, клетчаткой и сахарами плодов лотоса пекли сытный хлеб и готовили лекарственные настои.
Лотос в Индии
Древняя Ведическая цивилизация считала Лотос цветком Жизни, поскольку он присутствовал в первоначальном хаосе, и дал начало всему сущему: Упанишады описывают землю как плавающий по поверхности космической бесконечности цветок лотоса. Индусы изображали трон многих индуистских богов в виде лотоса. Из пупа первого в мире бога Вишну некогда вырос лотос, и из этого цветка появился созидающий миры Брахма. Боги впахивали молочный океан – и тогда из его глубин вышла богиня счастья и красоты Лакшми с лотосом в руках, ставшая супругой Вишну.
Из лепестков голубого лотоса заваривали ароматный чай, а так же их курили через кальян. Эмблемой Индии и сегодня является красный лотос — «друг солнца, распускающийся, лишь когда уходит месяц и холод ночи».
Лотос в Китае
В Китае эпохи Даосизма лотос считался священным растением: деву Хэ Синь-гу, одну из восьми Бессмертных, изображали с цветком лотоса в руках. Строение Вселенной в буддистском веровании понимается как бесчисленные лотосы, заключающиеся последовательно один в другом до бесконечности. Изображение этого цветка обязательно присутствовало в китайской живописи – в западной части небосвода художники изображали «небесное лотосовое озеро» — так в Древнем Китае понимали рай, где каждый цветок общался с душами. Если умерший человек был обродетелен – лотос распускался, в обратном же случае вянул.
Буддисты связывали лотос с образом Будды: когда он родился, с неба упал щедрый дождь из лотосов. Мальчик сразу сделал семь первых шагов, и где его ноги оставляли следы – выростали лотосы. Самую известную позу йоги, в которой достигается медитативное сосредоточение и наиболее острая концентрация внимания, назвали позой «лотоса» не случайно. Будда так же изображается сидящим на распустившемся цветке лотоса: его корень подобен материи, тянущийся вверх стебель – душе, а не касающийся воды и напоенной солнецем цветок – дух. «Даже живя среди болотной грязи, можно оставаться незапятнанно чистым» — говорил Будда. Поэтому поза лотоса символизирует нирвану — полное раскрытие души и духа. Рай Будды так же предствляли как сады с цветущими белыми, голубыми, жёлтыми, розовыми и красными лотосами в водоёмах.
В популярном сегодня во всём мире течении фен-шуй изображения цветка лотоса или его стеклянные статуэтки используются для пробуждения духовного сознания и умиротворения домашней атмосферы, для активизации зон богатства и партнёрства.
Лотос в Античности
Гомер описал в «Одиссее» давний миф о «лотофагах» — людях, отведавших лотоса, забывшими свою прошлую жизнь и не желающими покидать места цветения магического цветка – Ливию (именно в таком месте спутники Одиссея захотели навсегда остаться). А у древних римлян была легенда о преследуемой Приапом нимфе Лотис, превратившейся в цветок лотоса. Геракл совершал одно из своих путешествий в золотом челне в форме лотоса. Овидий «Метаморфозах» повествует о превращении в лотосовое дерево Дриопы, сорвавшей лотос. Этот цветок так же посвящался Афродите и Гере.
Лотос в Европе
Старая германская легнда рассказывает, что у каждой водяной лилии есть крохотный крылатый друг: якобы из бутона рождается эльф, для которого венчик цветка служит домом – а затем они вместе умирают. Возможно, отсюда и возник сюжет о сказочной Дюймовочке. Впрочем, речь уже не о лотосе, а её родственнице – кувшинке. Древние германские саги рассказывают и о прекрасных русалках – никсах – живущих среди кувшинок, и завлекающих путников в трясину. Чем севернее и дальше от солнечного Востока – тем меньше остаётся божественного света в понимании лотоса, и всё больше добавляется мрачного мистицизма и нечисти.
Лотос в Америке
Зато намного вдохневеннее и эпичней рождение «лотоса» описывает старая легенда североамериканских индейцев: отважный и могущественный вождь племени пустил в небо стрелу, которую захотели получить Полярная звезда и Венера. Когда они бросились её ловить, то столкнулись лбами – на землю посыпались яркие искры и попали в водоём. Из них и появились белые кувшинки.
http://origin.iknowit.ru/paper1254.html
Похожие статьи:
Традиции → Женщина в Родноверии
Традиции → Родные, древние Славянские имена
Философия → Волхвы
Культура → Под Тулой пройдет фестиваль народных традиций
Биографии → Лилия Дёмина: «Фольклор — это когда душа поёт!»
Рейтинг
последние 5
значение и символизм. Читаем Oum.ru
Зеркальная гладь озера, отблеск луны в чёрной прохладной воде и белоснежные лепестки лотоса, безмятежно покоящегося на поверхности воды. Лотос — символ совершенства, символ умиротворения, символ чистоты. Лотос берёт своё начало в грязной болотной тине и пробивается сквозь многие слои речного ила, подобно нашему сознанию, которое, пробуждаясь, пробивается сквозь омрачения и «клеши». Так, устремившись вверх, цветок лотоса преодолевает всё сопротивление, и вот его белоснежные лепестки однажды проклёвываются над водной гладью, чтобы раскрыться во всей своей красоте.
Лотос в буддизме символизирует чистый ум, чистое сознание — состояние Будды. Пробиваясь сквозь грязную болотную тину омрачений, лотос раскрывается тысячей лепестков так же, как тысячей совершенных качеств Будды раскрывается наше сознание в процессе духовного развития.
Что же означает лотос в буддизме? Цветок лотоса — это символ духовного развития и самосовершенствования. Символика лотоса часто встречается в буддизме. К примеру, самая известная сутра, в которой изложено учение Махаяны, называется «Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы». Почему именно такое название? Потому что лотос — это символ совершенства, символ гармонии. И в этой сутре изложена, если так можно выразиться, самая совершенная версия Дхармы — учения Будды. Цветок лотоса в буддизме также фигурирует и в самой известной (или одной из самых известных) мантре «Ом Мани Падме Хум». Дословный её перевод: «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса».
Примечательно, что сама фраза перевода, конечно, очень красивая, но ведь никакого конкретного смысла не несёт. И в этом на самом деле заключена вся ценность мантры. Дело в том, что по мере практики рецитации мантры или медитации с ней, она для каждого практикующего будет раскрываться своим смыслом. И вряд ли можно встретить в мире два одинаковых понимания этой мантры. Потому что словами глубинный смысл мантры выразить вообще невозможно. Но если говорить о примерном понимании мантры, то она означает примерно следующее: «В моём сердце (или в моем сознании) присутствует драгоценная жемчужина — природа Будды — изначальная чистая природа каждого живого существа. И в процессе раскрытия лотоса, который символизирует сознание, в его сердцевине засияет природа Будды». Это, разумеется, лишь одна из вариаций понимания смысла мантры, и описание — весьма условное. Но это, так сказать, определённое направление для ума, чтобы на начальном этапе углубиться в медитативные размышления над этой мантрой. И впоследствии для каждого практикующего она обретает свой смысл, и в лотосе его сознания начинает сиять драгоценная жемчужина — природа Будды.
Значение лотоса в буддизме с трудом укладывается в какие-то определённые концепции, так как школ и направлений в буддизме очень много. Но в большинстве из них лотос занимает центральное положение в символике и олицетворяет собой совершенство тела, речи и ума, которое достигается в тот момент, когда мы осознаём в себе наличие той чистой неизменной изначальной природы — природы Будды. То есть, так или иначе, все живые существа уже имеют в себе само это состояние, но лишь в силу наличия омрачений и «клеш» это состояние не осознаётся на глубинном уровне.
Подобно тому, как тяжёлые серые тучи скрывают солнце, так и «клеши» скрывают в каждом живом существе природу Будды. И когда лотос нашего сердца раскрывается всеми своими благородными качествами, драгоценная жемчужина светом своего сияния озаряет всё вокруг и вдохновляет других встать на путь самосовершенствования. И в этом и есть путь бодхисаттвы, а жемчужиной, сияющей в цветке лотоса, можно назвать бодхичитту — добродетельный настрой ума, который бодхисаттва неустанно взращивает в себе бессчётные кальпы.
Лотос в буддизме — это символ победы над своими извечными врагами — вездесущими «клешами», которые на самом деле и являются причиной всех наших страданий и нашим главным препятствием на пути к обретению состояния совершенства — состояния Будды. На самом деле, всё, что мы можем делать, — это работать со своим умом. Не стоит пытаться изменить этот совершенный мир, ведь лишь в силу собственного несовершенства мы видим его несовершенным. И чтобы увидеть этот мир таким, каким видел его Татхагата, следует неустанно трудиться над тем, чтобы лотос нашего сердца раскрылся тысячей совершенных качеств. Преодолевая болотную тину дна озера, из которого произрастает лотос нашего сознания, мы движемся в самом верном направлении — от несовершенства к совершенству. И именно это стремление и это движение нам, с помощью цветка лотоса, указывает сама природа.
Лотос — символ чистоты и просветления
Лотос закрывает вечером свои лепестки и возвращается обратно в мутную болотную воду, чтобы вынырнуть только на восходе солнца и, сияя, раскрыться. Таким образом, он олицетворяет незапятнанную красоту и нетронутую чистоту в загрязненной среде. Лотос — распространенный и многозначный символ в китайской, японской, индийской и египетской традициях. Это образ истока мира, производительной силы, развертывания бытия, он выступает в качестве символа возрождения, красоты, жизни, счастья, чистоты и духовности. Раскрываясь с рассветом и закрываясь на закате, лотос олицетворяет возрождение Солнца, а значит, и любое другое возрождение, возобновление жизненных сил, возращение молодости, бессмертие. Восточная традиция использует лотос для обозначения трех этапов в духовном росте человека: невежество, попытку его преодоления и обретенное понимание.
В буддизме лотос служит традиционным символом чистоты. Это символ просветления Будды. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым. Подобно этому «существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений». Лотос — один из наиболее признанных и досконально продуманных буддийских символов. Каждое важное и почитаемое божество в буддизме ассоциируется с лотосом. Обычно в изображениях божеств они либо сидят на нем, либо держат его в руках.
В буддизме лотос символизирует изначальные воды, духовное раскрытие, мудрость и нирвану. Лотос посвящен Будде, «Жемчужине Лотоса», явившемуся из лотоса в виде пламени. Это образ чистоты и совершенства: вырастая из грязи, он остается чистым — так же, как Будда, рожденный в мире. Будда считается сердцем лотоса, он восседает на троне в виде полностью раскрывшегося цветка.
Кроме того, в буддизме с появлением лотоса связывается начало новой космической эры. Полный расцвет лотоса олицетворяет колесо непрерывного цикла существования и является символом Гуань-иня, Будды Майтрейи и Амитабхи. В буддийском раю, как и в раю Вишну, в водоемах, сделанных из драгоценностей, «цветут удивительные лотосы разных цветов».
Одним из наиболее могущественных и любимых бодхисаттв буддизма махаяны Тибета, Китая и Японии, является Несущий Лотос Авалокитешвара, «Бог, который смотрит вниз с сочувствием»… К нему обращена миллионы раз повторяемая молитва: Ом мани падме хум, «О Сокровище в сердцевине лотоса»… Он удерживает в одной из левых рук лотос мира». (Дж. Кэмпбелл).
Лотос на санскрите – «падма», по-тибетски — пад ма
Лотос бывает разных цветов, каждый из которых ассоциируется с определенным буддийским божеством.
1) белый лотос ассоциируется с Белой Тарой. Белый цвет — цвет тела Белой Тары символизирует состояние духовного совершенства — совершенную природу Белой Тары.
2) красный лотос — символизирует первоначальную природу и чистоту сердца. Красный лотос — лотос любви, сострадания, страдание мучеников, страсть и все другие свойства сердца. Красный лотос ассоциируется с Авалокитешварой, боддисаттвой сострадания
3) голубой лотос — символ победы духа над чувствами, символ мудрости обладающего знанием. Этот цветок соотносится с Манжушри, боддисаттвой мудрости.
4) розовый лотос — верховный лотос, всегда соответствует высшим божествам — ассоциируется с самим Буддой.
Розовый Лотос — символ присутствия Божества на земле.
Как лотос существует в трех элементах (земля, вода и воздух), так и человек живет в трех мирах: материальном, интеллектуальном и духовном. Причем вода, где растет лотос, означает изменчивый мир иллюзий. Как символ творения и познания, цветок лотоса на индийских игральных картах олицетворяет Будду-аватару.
В тибетской традиции лотос обозначает колесо жизни, где прошлое, настоящее и будущее представлены одновременно. Нераспустившийся бутон, распустившийся цветок, а также семена лотоса символизировали соответственно прошлое, настоящее и будущее, а «жемчужина в лотосе» означала выход из колеса перерождений и смерти и достижения Нирваны.
Цвет, размер и число лепестков лотоса определяют его символику.
Пятилепестковый лотос многозначен: он символизирует пять чувств и миров, рождение, посвящение, брак, отдых от трудов и смерть.
Семь лепестков лотоса означают семь планет.
Восьмилепестковый лотос воспринимался в Индии как Сердце Бытия, в котором пребывает Брахма, и как видимое проявление оккультной деятельности.
Девятилепестковый лотос — символ человека, а двенадцатилепестковый — Вселенной и Бога.
Лотос — элемент своеобразной религиозной атрибутики:
* в Египте он означал священное королевское достоинство,
* в Греции служил любовным ложем для Зевса и Геры на горе Ида.
* в Риме нимфа Лотис, преследуемая похотливым Приапом, превратилась в лотос.
* Овидий в «Метаморфозах» описывает, как сорвавшая цветок лотоса Дриопа превратилась в лотосовое дерево.
В Древней Индии лотос выступает как символ творческой силы, как образ сотворения мира. В лотосе усматривали символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку по поверхности океана. Раскрытая чашечка цветка, расположенная посредине,- гора богов Меру.
В Упанишадах творцом и хранителем мира становится Вишну. Он — начало, середина и конец всего мира. Когда Вишну просыпается, из его пупа вырастает цветок лотоса, а в нем рождается Брахма, созидающий миры. В центре небесного рая Вишну течет небесный Ганг, дворец Вишну окружают пять озер с синими, белыми и красными лотосами, которые блестят, как изумруды и сапфиры.
С лотосом связана супруга Вишну — Лакшми, богиня счастья, богатства и красоты. Согласно одному из мифов, когда боги и асуры пахтали океан, из него с лотосом в руках вышла Лакшми. По другим представлениям, Лакшми возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса; отсюда ее имена Падма или Камала («лотосная»). Трон в виде лотоса — атрибут большинства индуистских и наиболее почитаемых буддийских божеств.
Лотос в индийской культуре олицетворяет богиню-мать и соотносится с йони, женским детородным органом. Богиня плодородия изображалась с лотосом в волосах; позднее эта деталь распространилась и на другие женские божества, которые получили название «лотосовых богинь». В целом этот цветок выступает как символ творческой силы: образ космического лотоса рассматривается как формирующий принцип мироздания, как исток творения. Образ лотоса в Индии может наделяться, в связи с его общим значением, функциями мандалы; также он является частью государственного герба этой страны.
Белый лотос
В Древнем Египте с образом лотоса связывалось творение, рождение и Солнце как источник жизни. Этот цветок ассоциировался с представлениями о плодородии и производительной силе, о смерти и воскресении.
С древнейших времен лотос ассоциировался с верховной властью: лотос был символом Верхнего Египта, а скипетр египетских фараонов выполнялся в виде цветка лотоса на длинном стебле. Этот великий цветок распустился, поднявшись из глубин первичных вод, и вынес на своих лепестках бытие, воплощенное в образе солнечного божества, золотого младенца: из лотоса рождается бог солнца Ра. Восходящее Солнце также часто представляли в виде Гора, который поднимается из лотоса, олицетворяющего Вселенную. Цветок лотоса мог служить троном Осириса, Изиды и Нефтиды.
Лотос символизировал обновление жизненных сил и возращение молодости, ибо по воззрениям египтян, старый бог умирает, чтобы возродиться молодым. Изображение умершего, держащего цветок лотоса, говорит о воскрешении из мертвых, пробуждении на духовном плане.
Как символ процветания и плодородия лотос был атрибутом мемфисского бога растительности Нефертума, который изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса. В «Текстах пирамид» он назван «лотосом из носа Ра». Каждое утро бог Нефертум встает из лотоса и каждый вечер опускается в воду священного озера.
Он связывался с Нилом и с солнцем; а также служил троном для верховных божеств и потому нередко символизировал высшую власть. Лотос стал эмблемой Верхнего Египта, тогда как папирус — Нижнего Египта. Образ лотоса пронизывает все египетское искусство, начиная от лотосовидных капителей храмовых колонн и заканчивая миниатюрными туалетными сосудами и ювелирными украшениями. Египетский голубой лотос цветет днем и закрывается к ночи, он стал символом рассвета, пробуждения от сна; его клали в гробницы, чтобы мертвые проснулись на том свете. Белый лотос днем закрыт и распускается только к ночи; он стал символом сна. Египтяне считали, что плоды белого лотоса дают забвение и блаженство. Впоследствии символика лотоса распространилась из Египта в Грецию; так, например, у Гомера нашел отражение сюжет о лотофагах — поедателях лотоса, остров которых посетил Одиссей: вкусив лотоса, его спутники захотели навсегда остаться на острове.
В Китае лотос почитался как священное растение еще до распространения буддизма и олицетворял чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу. Согласно традиции китайского буддизма, «Лотос Сердца» олицетворяет солярный огонь, а также время, невидимое и всепоглощающее, раскрытие всего сущего, мир и гармонию. На западном небе, в лотосовом раю, находится лотосовое озеро, где среди цветов, в окружении бодхисаттв восседает Амитофо (Амитабха), Будда Запада. Каждый лотос, растущий на этом озере, соотносится с душой умершего человека. В даосской традиции одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу изображалась держащей в руках символ чистоты — цветок белого лотоса на длинном стебле, изогнутом подобно священному жезлу исполнения желаний.
Два растения лотоса считаются в Китае символом брака — они обозначают «одно сердце и гармонию».
Из Египта, Индии и Китая символика лотоса проникла и в другие страны. В греко-римской культуре лотос считался растением, посвященным Гере и Афродите. В золотом челне в форме лотоса совершает одно из своих путешествий древнегреческий герой Геракл. Геродот называл розовый лотос, который считался самым священным и чудодейственным, «розовой лилией Нила». Надпись в Храме Хатхор в Дендерах гласит: «Возьми себе лотос, который существовал с начала времен, лотос священный, который царил над большим озером, лотос, который выходит для тебя из Унит, он освещает лепестками землю, которая до того была во мраке».
Фиолетовый лотос
Белый лотос
Богиня цветов Ваджравараха (женское тантрическое божество, дакиня мудрости)